Власть нарушила закон о конкуренции, запретив импортное пиво на ЧМ по хоккею
Потребители, продавцы и поставщики импортного пива уже, можно сказать, отмотали полсрока, на протяжении которого власти запретили продажу заграничного пива в Минске. Naviny.by проверили, как люди справляются с потерей и насколько она невосполнима? Рейд по торговым точкам преподнес сюрпризы.
Белорусы близко к сердцу приняли информацию, что с 7 мая власти запрещают в рознице продажу пива не отечественного производства. Тогда казалось, что заграничный пенный напиток днем с огнем не сыщешь. Ведь в крупных магазинах забугорное пиво исчезало с полок и размещалось на склады прямо на глазах у покупателей. А 8 мая несколько пивных магазинчиков так и не открыли двери «по техническим причинам». Владельцы ждали прояснения ситуации. Даже когда первый шок прошел, ситуация не прояснилась. Официальной бумаги о запрете нет, но сам запрет вовсю действует какими-то неисповедимыми путями.
«Купляйце беларускае!»
Больнее всего запрет должен был ударить по потребителям, для которых выбор пива резко ограничился. А также по той мелкой рознице, где иностранное пиво является двигателем торговли.
Директор одной из сетей пивных магазинов, Антон, рассказал, как он решает проблему. Стоит отметить, что его магазины специализируются именно на заграничном пиве — разливном и бутылочном. Теперь же продавец призывает: «Купляйце беларускае!».
«Мы быстро среагировали, заключили новые договоры, поставили белорусское разливное пиво. Не на все краны, но… Активно его рекламируем, объявления везде висят. На английском языке даже написали, чтобы иностранцы пробовали. И они приходят, россияне в основном, и говорят, чтобы мы дали что-то белорусское попробовать», — рассказал он.
Продавец рекламирует белорусское пиво.
Но не все так гладко, как кажется. Нам стало известно, что в данной торговой сети нескольких продавцов перевели на полставки после начала чемпионата по хоккею. Что касается постоянных покупателей, которые лишились привычных сортов пива, то, по мнению директора, ценителям придется подождать до 25 мая, когда пивной ручей вернется в прежнее русло.
Продавец Валерий говорит, что у покупателей вырываются непечатные выражения, когда те узнают о причинах отсутствия их привычного пива.
«Мы на окраине и поэтому у нас много посетителей, которые проездом. Так они говорят, что в таком случае лучше в Марьиной Горке иностранное купят, чем у нас белорусское. Там проблем с привозным пивом нет, все продается», — говорит продавец Валерий.
Есть проблемы и с поставками. При бешеном спросе на белорусское пиво местные пивовары не справляются с выросшими объемами заказов. Продавцы запасают пиво. Если раньше, к примеру, заказывали по 2 кега (около 30 литров) каждого сорта, то сейчас по 5-6. Иначе в следующий раз можно остаться ни с чем.
При этом трудно не задаться вопросом, соблюдают ли пивовары технологию и выдерживают ли сроки, стараясь обеспечить пивом всех желающих?
Остатки сладки
До конца чемпионата осталось 9 дней. И пивные магазины ждут этого с нетерпением. «Уже скоро все закончится», — с улыбкой говорит Светлана, продавец в точке с многообещающим названием «Планета пива».
Среди обитателей этой планеты мы нашли редких жителей: украинские, российские и даже немецкие сорта. Откуда?
«Аааа... Это остатки, — поясняет продавец. — На складе есть, вот и нам подвозят. Польского и чешского нет уже, а Украина и Россия есть. В первый день я сняла все пиво и объявление написала, что нет иностранного. Потом наверху что-то решали и разрешили продавать остатки. Люди довольны».
К слову об остатках. Если хорошо попросить, то некоторые продавцы мелких точек порой находят их за прилавком. Бывает, что покупателя с порога информируют: «Допродажа остатков». И попробуй удержись от покупки дефицитного пивка.
По словам продавца, иностранцы нечасто заглядывают в ее магазин. Один раз россияне пришли — «раскинули веером деньги и попросили воды».
«Пиво туристы в центре пьют, а у нас местный покупатель. Как пили, так и пьют! Выручка не изменилась совсем», — Светлана анализирует влияние сократившегося ассортимента на покупателей.
Чемпионатный раритет
В центре Минска пиво льется рекой. Только представьте, за первые шесть дней хоккейного чемпионата выпито более 146,5 тыс. литров пива. И это только на аренах, в фан-зонах и зонах гостеприимства. Факт налицо — белорусское пиво неплохо расходится в условиях отсутствия иностранного. Хотя осадок у иностранцев останется.
Так, Мартин из Латвии сказал нам, что порыв белорусских властей в целом понятен, но от предложенного взамен пива он лично не в восторге.
«У нас в Латвии тоже на соревнованиях бывает, что только один вид пива продают. Беларусь хочет прорекламировать свое пиво. Оно в целом и неплохое. Но мне не очень», — сказал Мартин.
У поставщиков руки связаны
В третьей пивной сети, администрация которой попросила не указывать ее название, также пока продают остатки заграничного пива. И, надо признаться, у них есть чем поживиться. К сожалению, фотографировать нам тоже не разрешили. Остается намекнуть гурманам: ищите в центре города.
Здесь сообщили, что не наблюдают чьего-либо жесткого контроля за исполнением запретительного распоряжения властей, которого, напомним, пока никто в глаза не видел. Предполагается, что власти контролируют больше поставщиков, нежели продавцов. Ведь почти все магазины затариваются в одних и тех же местах.
«Поэтому из 6 кранов с живым пивом у нас работает 2-3. У поставщика нет — и у нас нет. Все ждут разрешительных документов», — сказала заведующая магазином.
Власть за всё ответит?
Покупатели чувствуют себя обманутыми, туристы — обломанными, продавцы — подставленными. В выигрыше только белорусский производитель. Насколько правомерно с точки зрения законодательства о конкуренции такое решение властей, Naviny.by рассказала Татьяна Игнатовская — адвокат, партнер АБ «Степановский, Папакуль и партнеры», член Совета некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ».
У ситуации, когда очевидно с прилавков магазинов исчезает импортное пиво, может быть ровно три причины, отмечает эксперт. О них мы расскажем далее. Сразу лишь заметим, что любой из трех вариантов является нарушением законодательства о конкуренции. Юрист говорит, что есть все основания для привлечения виновных к ответственности.
«Но будут ли применены меры — вопрос к нашему антимонопольному органу и самим субъектам, которые как заинтересованные лица имеют право инициировать разбирательство о нарушении законодательства о конкуренции. Отсутствие обширной практики пресечения неконкурентных действий, на мой взгляд, — это не только отражение состояния нашего бизнеса и рынка, но и следствие пассивности субъектов, предпочитающих принять ситуацию либо решать ее тихо «во избежание дополнительных негативных последствий». Хотя на сегодня в Беларуси есть все предпосылки менять вектор важности антимонопольного регулирования на правила рыночного поведения», — говорит юрист, специализирующийся на антимонопольном законодательстве.
«Или документ, «предлагающий» субъектам торговли исключить из товарооборота импортное пиво на время чемпионата действительно был, или обязывающего документа не было, тем не менее, субъекты розничной торговли получили «устную рекомендацию» ограничить такую реализацию. В двух этих случаях мы имеем факт нарушения государственным органом (в данном случае, местными органами власти) части 2 статьи 15 закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», — говорит эксперт.
В соответствии с данной нормой государственным органам запрещается, если иное не установлено законами или актами президента, принимать акты, совершать иные действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции или причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан.
В качестве таких случаев закон о конкуренции, в частности, определяет: незаконное ограничение права хозяйствующих субъектов заключать сделки; выдача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей или о приоритетном заключении договоров, не предусмотренных законодательством.
Третьей гипотетической причиной одновременного исчезновения импортного пива с прилавков розничных магазинов Татьяна Игнатовская предполагает некую согласованную политику розничных магазинов. В этом случае нарушение законодательства о конкуренции наблюдается уже со стороны субъектов розничного рынка.
Юрист отмечает, что статьей 6 закона о конкуренции субъектам запрещается вступать в любые соглашения и осуществлять иные виды координированной деятельности, если это имеет целью или результатом: исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; подконтрольность реализации товаров на товарном рынке; отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.
«Очевидно, что практики привлечения государственных органов к ответственности в Беларуси практически нет, однако, во многом, это следствие незнания субъектами своих прав либо недоверия эффективности такого воздействия. Тем не менее, такие примеры есть», — подчеркивает специалист.
Татьяна БУБЛИКОВА, фото автора