А давайте попробуем удешевить доллар!
Белорусское правительство готовит смелые решения в денежно-кредитной политике. В первую очередь речь идет о доступности кредитов. Экономические власти признают, что большинство производителей не могут их получить.
«В марте 2014 года средняя процентная ставка по новым кредитам, предоставляемым банками юридическим лицам в белорусских рублях (без учета кредитов, предоставляемых на льготных условиях), составила 40,3 процента», — говорится в одном из майских сообщений Национального банка.
При этом ставка рефинансирования составляет 22,5% годовых. Что касается партнеров Беларуси по Единому экономическому пространству (ЕЭП), то в России ставка рефинансирования на сегодня измеряется в 8,25% годовых, в Казахстане — 7,5% годовых.
«Действительно, сейчас процентные ставки по кредитам достаточно высоки, но это вытекает не из жадности банкиров или чьего-то злого умысла, а является отражением достаточно высокой инфляции», — считает финансовый аналитик официального партнера Альпари в Минске Вадим Иосуб.
По его словам, процентная ставка, как любая цена либо курс валюты, подчиняется экономическим законам. Попытка административным способом ее удешевить, полагает аналитик, не приведет ни к чему хорошему.
«Даже сам основной посыл «Давайте мы удешевим кредитные ресурсы!» с точки зрения экономической целесообразности звучит достаточно странно. С таким же успехом можно попробовать удешевить доллар, чтобы он стоил не 10 тысяч, а 5 тысяч. Или давайте попробуем удешевить колбасу в два раза. Абсурдность таких идей очевидна», — говорит Вадим Иосуб.
По его мнению, удешевление кредитов административным способом гарантировано приведет к всплеску инфляции.
Международный валютный фонд также считает преждевременным нынешнее снижение процентных ставок на денежном рынке.
«Желание властей снизить процентные ставки можно понять. Однако мы не считаем, что сейчас подходящий момент для этого. Инфляция по-прежнему очень высока, и мы полагаем, что необходимо сохранять жесткую денежно-кредитную политику до тех пор, пока инфляция не снизится», — заявил на пресс-конференции в конце апреля глава миссии МВФ в Беларуси Дэвид Хофман.
«Если ставку понизить до уровня сопоставимого, по крайней мере, со странами ЕЭП, то, скорее всего, население при озвученном председателем Нацбанка уровне годовой инфляции в 18% начнет забирать свои вклады», — считает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
По состоянию на 1 марта 2014 года срочные и переводные вклады населения в банковской системе составляли 110,7 трлн. рублей, что эквивалентно более 11 млрд. долларов. Две трети этой суммы приходилось на валютные депозиты, одна треть — на рублевые вклады. При этом золотовалютные резервы страны на 1 апреля 2014 года составили 5,7 млрд. долларов.
«Погасить этот отток денег будет весьма проблематично. Пока еще не пришли 2 млрд. долларов кредитной целевой помощи от Российской Федерации для пополнения золотовалютных резервов, поэтому просто так выйти на уровень кредитных ресурсов, сопоставимый хотя бы со странами СНГ, очень тяжело», — говорит экономист.
Для этого, полагает он, надо найти дополнительные средства, которые компенсируют отток вкладов, или точечными методами поддерживать эксклюзивных экспортеров, которые обеспечат важные для государства социально-экономические задачи.
«Скорее всего, будут предоставляться индивидуальные преференции в виде компенсации кредитных ставок», — убежден Георгий Гриц.
По его словам, такие вопросы будет рассматривать соответствующая комиссия.
«Но до бесконечности такой метод нельзя изпользовать, поскольку мы находимся в формате ЕЭП. До 2017 года мы должны убрать государственные преференции конкретным субъектам хозяйствования. Поэтому, если даже мы не захотим отойти от индивидуальных преференций, то нас заставит это сделать жизнь», — отмечает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации.
Между тем, задолженность белорусских организаций по кредитам и займам по состоянию на 1 марта 2014 года составляет 302,4 трлн. рублей или порядка 30 млрд. долларов. По отношению к началу года эта задолженность выросла на 4,7%. Больше всего задолжали промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
Александр ЯРОШЕВИЧ