Проблемы пивного рынка решили для "галочки"?

Источник материала:  
28.04.2014 12:05 — Новости Экономики
На недавнем совещании Александр Лукашенко раскритиковал состояние пивной отрасли и потребовал решить все ее проблемы к концу года. Власти вскоре предприняли первоочередные меры. Эксперты их оценили просто - "для галочки".

Перемены

Мы уже сообщали о том, что Александр Кижук, прежде возглавлявший "Лидапищеконцентраты", сменил Григория Петкевича на посту руководителя "Крынiцы". Ему предстоит выводить крупнейший пивзавод страны из сложного экономического положения. Премьер-министр Михаил Мясникович просил предоставить госпредприятию кредит на эти цели, но не нашел поддержки у Лукашенко, который недоумевал, почему "Крынiца" загружена по мощностям только на 55%. Досталось от главы государства и Петкевичу, у которого зарплата показалась главе государства высоковатой.

Еще одной мерой стал запрет на розничную торговлю пивом в полимерной таре объемом более 2 литров. Хотя председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон предлагал запретить реализацию на территории страны пива, разлитого в ПЭТ-бутылки емкостью от 1,5 л и выше. Данное решение вступает в силу с 22 июля. Те, кто до этого момента не реализует продукцию, имеют право ее продавать до истечения срока годности.

Третья перемена связана с лицензированием импортного пива. С 1 мая поставки этого напитка из стран вне территории Таможенного союза будет осуществляться по разовым лицензиям, которые будет выдавать Министерство торговли по согласованию с концерном "Белгоспищепром". При этом, концерн будет согласовывать заявление о выдаче лицензии при наличии заключенного между ним и производителями соглашения об условиях поставок пива в Беларусь, устанавливающего минимальные цены на продукцию, и условии, что внешнеторговый контракт будет предусматривать поставку пива в страну по ценам не ниже минимальных, установленных этим соглашением. Лицензирование импорта пива будет действовать до 31 октября текущего года.

Четвертое изменение касается стоимости контрольных знаков для маркировки пива в зависимости от тарности. Нынче градация от объемов не зависит, и все марки стоят 500 рублей. Минфин решил снизить стоимость контрольных знаков для маркировки пива, разлитого в тару до 1 литра, в 3,3 раза до 150 рублей, в тару от 1 литра до 2 литров - на 30% до 350 рублей. В тоже время стоимость контрольных знаков для маркировки пива, разлитого в потребительскую тару свыше 2 литров, повышена в два раза до 1 тысячи рублей. Важно отметить, что стоимость использованных контрольных знаков относится на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), а также включается в затраты и расходы, учитываемые при налогообложении. Средства от реализации контрольных знаков зачисляются в республиканский бюджет.

Какие цели преследуются?

Главная цель перемен - поддержать отечественных производителей, которые жалуются на повышение стоимости акцизов, и ограничить поставки импортного пива в страну.

Напомним, что основными производителями пива в Беларуси являются 4 предприятия: государственная "Крынiца", "Пивоварни Хайнекен" (принадлежит голландскому концерну Heineken), "Пивзавод Оливария" (контрольный пакет у датского Carlsberg) и "Лидское пиво" (собственник - финский Olvi). На их долю приходится 95% общего объема производства пива. Белорусским пивоварам в 2013 году практически удалось сохранить объемы производства на уровне 2012 года: 42,5 млн дал против 43 млн дал годом ранее.

Доля импортного пива, в основном из России и с Украины, по данным "Белгоспищепрома", за последние два года выросла с 17 до 30 процентов. В 2013 году в Беларусь ввезено 14,7 млн дал пива на сумму в 91 млн долларов. Для сравнения: экспорт пива в совокупности с солодом составил 70 млн. В этой связи вице-премьер Михаил Русый заявил, что стоит задача в 2014 году получить положительное сальдо.

"Белорусская пивная отрасль сдает позиции, уступая зарубежным конкурентам. Считаю такое положение дел недопустимым! - возмущался Лукашенко. - А ну попробуйте завезти в ЕС белорусское пиво. Вас туда пустят? Говорят, что импортеры демпингуют. У нас что, законодательства не хватает, чтобы этому противостоять?"

Русый утверждает, что такому положению дел способствовали и отечественные пивоваренные организации, принадлежащие транснациональным компаниям, которые в условиях снижения продаж в России и Украине не были заинтересованы в производстве новых марок пива на территории Беларуси, а импортировали их из-за рубежа по более низким ценам.

Премьер Мясникович заявил, что в течение второго квартала с производителями пива будут подписаны договоры, в которых будут заложены обязательства как по объемам производства пива, так и по импорту. "Если производитель захочет завезти какую-нибудь марку, то должен будет перекрыть это экспортом", - пояснил он, добавив, что при отказе от работы на условиях договора будет поставлен вопрос о дальнейшем пребывании компании на внутреннем рынке. Александр Лукашенко запретил продавать импортное пиво без определенных разрешений и договоров.

Какой будет эффект?


Эксперты отрасли оценивают данные решения полумерами и в большей степени "для галочки". Они полагают, что ключевые решения лежат в иной плоскости. "О проблемах "Крынiцы" уже достаточно много говорено. Замена директора их не решит. Чтобы мощности не пустовали, внутренний рынок должен расти, а он, мягко говоря, стоит на месте. На белорусском рынке уже есть три крупных международных производителя. Чтобы с ними конкурировать, должна быть соответствующая компетенция. Поэтому один из выходов - привлечение на завод стратегического инвестора", - сказал один из экспертов.

Частные пивоварни, на долю которых приходится половина белорусского рынка, не противятся административному ограничению импорта, но и особо не поддерживают такие решения. "Рынок должен всех рассудить. Во многих странах локальные бренды доминируют, импорта очень мало. Но при этом его никто не ограничивает. Государство не должно создавать тепличных условий. Государство должно стимулировать производство, делая ставку на меньший градус и культуру пития. Более либеральной должна быть и политика в сфере рекламы пива. Мы не можем донести до аудитории свои сообщения", - полагают участники пивного рынка.

По имеющейся информации, проблемы могут возникнуть у "Оливарии", которая перевела на себе всю белорусскую дистрибьюцию "Балтики". По оценкам экспертов, половина импорта приходится именно на эту российскую компанию. Другое дело, что власти официально не могут ограничь поставки российского пива из-за единой таможенной территории. Делать это недальновидно еще и по причине грядущего создания Евразийского союза без изъятий и ограничений. Впрочем, пивоварам неофициально дали понять, что импорт надо бы уменьшить.

В компаниях "Лидское пиво", "Оливария" и "Хайнекен" отказались от комментариев.

Ранее в Беларуси уже был опробован подобный механизм при импорте украинского пива, но действовал он с 2010 по 2012 год, после чего был отменен под нажимом Киева, собравшегося ограничить поставки белорусской "молочки" в Украину.

Что касается запрета на продажу пива в ПЭТ-таре, то предложение главного контролера страны, будь оно исполнено, поставило бы пивзаводы на колени. Дело в том, что доля белорусского пива в ПЭТ-таре в общем объеме производства составляет примерно 75%. При этом розлив идет в основном в 1-2 литра. Объемом более 2 литров разливают немногие. Данный запрет в большей степени направлен на ограничение импортной продукции, утверждают отраслевые эксперты.

Участники рынка довольны, что власти признали свои ошибки и отыграли назад увеличение стоимости контрольных марок. "Данное решение на руку производителям, экономия миллиардов рублей. Это должно отразиться на стоимости напитка", - считают эксперты, не исключая при этом, что власти доберут выпадающие поступления в бюджет иными способами.

←Правительство Беларуси дало гарантию китайскому банку по кредиту для "Минскэнерго"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика