В Беларуси ищут сланцевую нефть, которая «у нас где-то есть»
В Беларуси собираются добывать сланцевую нефть. Эксперты рекомендуют не придавать этому намерению большое значение.
Еще весной 2011 года Александр Лукашенкоуказывал на необходимость серьезного исследования недр Беларуси на наличие нефти.
«Мы не только мало что знаем о том, что там есть», но и «не очень-то шевелимся, чтобы посмотреть», заявлял глава государства.
«Мне кажется, что все-таки нефть у нас где-то есть. Но если есть нефть, мне кажется, не может быть, чтоб где-то не прорвало природный газ, я надеюсь», — предположил он три года назад.
И вот «Беларуснефть» приступила к работе по вовлечению в разработку нетрадиционных углеводородов.
Всего в Беларуси рекомендовано освоение трех участков. Два из них находятся под Речицей. Специалисты считают, что там могут быть запасы сланцевой нефти.
«Из всех ранее проранжированных объектов по всему Припятскому прогибу — это наиболее перспективное месторождение. Бурением подтверждено, что здесь есть забалансовые запасы нефти. На данный момент мы вырабатываем технологию, с помощью которой мы могли бы их извлечь», — говорит начальника отдела поисков и разведки залежей углеводородов Белорусского научно-исследовательского и проектного института нефти Александр Шарунов.
Сейчас на одном из участков на Речицком месторождении бурится первая горизонтальная скважина.
«Официально на Речицком месторождении числится 800 тыс. тонн, которые мы не можем извлечь. Это если традиционно бурить скважину и выкачивать насосом нефть, но с учетом, что мы применим новую технологию, планируем извлекать больше, чем на самом деле числится. От 1,3 до 2,5 млн. тонн», — отмечает Александр Шарунов.
В Беларуси ежегодно добывается около 1,7 млн. тонн нефти. Это покрывает потребность страны примерно на треть. Остальную нефть, как для собственного потребления, так и для переработки на экспорт, мы получаем из России.
На данный момент на Речицком месторождении проводится промышленная разработка с помощью специальных — сложных и недешевых — технологий. Они основаны на проведении многостадийного гидроразрыва пласта. По этой причине требуется тщательный выбор оборудования и подготовки. Белорусы только начинают осваивать подобные методики.
«Пока мы находимся на начальной стадии. Два года мы проводили научно-исследовательские работы. То есть, изучали породы и определяли потенциал добычи сланцев, а сейчас у нас идет стадия практического использования», — говорит Александр Шарунов.
По его словам, новую технологию планируется внедрить в течение месяца.
Как отмечает специалист, себестоимость добычи обычной нефти в Беларуси составляет 150 долларов за тонну. Сколько будет стоить добыча сланцевой нефти, пока неизвестно.
«При нынешних ценах на нефть ее выгодно добывать практически любым способом. Тут всё зависит от продажной стоимости и издержек», — говорит экономист Сергей Чалый.
При этом, отмечает эксперт, добыча нефти при помощи гидроразрыва пласта не сильно увеличивает стоимость «черного золота».
«Даже во времена применения этой технологии той же «Сибнефтью» и «Юкосом», они имели очень низкие издержки. Понятно, что это было после девальвации 1998 года, зарплаты в долларовом выражении были небольшие, но в тот момент чуть ли не извлечение на поверхность стоило порядка 10 долларов на баррель», — говорит экономист.
Тем не менее, он рекомендует не придавать проекту по добыче сланцевой нефти в Беларуси огромное значение.
«Отечественная нефтедобыча составляет десятую долю от нашего потребления. Так что добыча сланцевой нефти серьезной погоды не сделает», — считает эксперт.
Александр ЯРОШЕВИЧ