Контраст интересов, или Может ли частник развиваться, арендуя площади у госзавода?

Источник материала:  
25.03.2014 07:49 — Новости Экономики


В Борисове находится предприятие с незамысловатым названием "ПМК-567". Его создали в 2003 году местные предприниматели братья Чайкуны. Основная сфера деятельности компании - выпуск навесного и сменного оборудования для дорожно-строительной и коммунально-уборочной техники. Комплектация в основном происходит на базе тракторов "Беларус". Кроме того, компания занимается международными грузоперевозками. Парк грузового автотранспорта насчитывает свыше 50 единиц, на предприятии работают 320 человек.

Львиную долю своей продукции (85-95%) борисовская компания реализует на экспорт. Основные рынки сбыта - Россия и Казахстан, где находятся 19 дилеров белорусского предприятия. "На рынке Беларуси большая конкуренция", - сухо комментируют такую стратегию в "ПМК-567". Впрочем, экспортоориентированность позволяет обеспечить стабильный приток валютной выручки. За 2013 год оборот компании составил свыше 100 млрд рублей, на экспорт было отгружено продукции на 10,8 млн долларов. Внешнеэкономическое сальдо сложилось в размере 6,4 млн долларов. Средняя зарплата на предприятии составила 5,8 млн рублей.




По словам директора "ПМК-567" Вадима Кулаги, основным сдерживающим фактором развития предприятия является отсутствие свободных производственных площадей. "Своих площадей у нашего предприятия нет, мы их арендуем уже более 5 лет у Борисовского авторемонтного завода. Общая площадь вместе с прилегающей территорией - более 5,1 тысячи "квадратов", - говорит Кулага. "Но чтобы дальше развиваться, нужны площади. Мы неоднократно обращались с письмом в Минтранс, Госкомимущество и другие органы госуправления с просьбой рассмотреть возможность приобретения дополнительных площадей или даже покупки акций завода, но получили отрицательные ответы", - добавил он.





В "ПМК-567" отмечают, что "переехать на новую площадку довольно проблематично", так как компания имеет более 110 единиц технологического оборудования (в т.ч расточные, зуборезные, токарные станки с ЧПУ). "Если надо будет переезжать, то можно ставить крест на предприятии", - утверждают в "ПМК-567".
















Ситуация усугубилась два года назад после того, как один из братьев Чайкунов покинул пост руководителя авторемонтного завода и ушел на повышение в местный исполком, а между новым руководством завода и "ПМК-567" завязался серьезный спор. Государственные менеджеры заподозрили частников в переборе электроэнергии. Судебные тяжбы растянулись на длительное время.

Руководство авторемонтного завода до последнего времени тянуло с продлением аренды "ПМК-567". Лишь недавно ее продлили еще на 3 года. Но в условиях такой неопределенности думать о развитии довольно проблематично, говорят борисовские бизнесмены.














Ранее одним из реальных кандидатов на покупку Борисовского авторемонтного завода называлась компания из группы "Фенокс" Виталия Арбузова, которая еще недавно также здесь арендовала производственные площади. Этого бизнесмена называли наиболее заинтересованной стороной в покупке госзавода. Арбузов подтвердил TUT.BY, что "ранее направляли предложения в госорганы по покупке завода, но получили отказ". "Сейчас никаких активных действий мы не предпринимаем. Какого-то интереса также у нас сейчас нет. Помещения мы уже не арендуем, акций у нас нет, поэтому выводы о нашей какой-то особой заинтересованности надуманные", - сказал он. При этом Арбузов оговорился, что "если завод будет выставлен на конкурс и условия будут интересными, то можно будет вернуться к этому вопросу".

Борисовский авторемонтный завод находится в ведомственном подчинении Министерства транспорта и коммуникаций, где не отрицают имеющиеся сложности на заводе. "В связи со значительным обновлением автомобильного парка транспортной отрасли и повышением надежности выпускаемых автомобилей в последние годы резко сократились объемы работ по капитальному и восстановительному ремонту автотехники. По этой причине авторемонтные заводы отрасли, специализированные на выполнении капитального ремонта автомобилей и автобусов, испытывают трудности с формированием портфеля заказов по основному профилю деятельности. В настоящее время, помимо ремонтных работ, ОАО "Борисовский АРЗ" оказывает услуги по диагностике автомобилей и по государственному техническому осмотру транспортных средств, а также занимается сдачей в аренду производственных и административных площадей. При этом производственные мощности и основные фонды завода требуют модернизации. В этих целях ОАО "Борисовский АРЗ" предложено для включения в перечень для приватизации в 2014 году, одобренный правительством Беларуси", - сказано в ответе Минтранса на вопросы корреспондента TUT.BY.

Госкомитет по имуществу уже разметил предварительные условия продажи акций ОАО "Борисовский авторемонтный завод". За 97,45% акций завода необходимо будет заплатить минимум 15,3 млрд рублей. Кроме того, победителю конкурса в течение трех лет необходимо внести в уставный фонд общества в виде вклада денежных средств в сумме, эквивалентной не менее 3 млн долларов, в т. ч. до 1 марта 2016 года в сумме не менее 2,5 млн долларов. До 2016 года нужно создать не менее 450 новых рабочих мест и обеспечить среднюю зарплату на заводе в размере не менее средней заработной платы по Борисову.

Впрочем, как утверждают в Минтрансе, у завода на 2014 год достаточно своих планов - есть задумка "начать производство автомобилей на базе шасси автомобилей семейства МАЗ, оснащенных крюковыми мультилифтами тип НКS грузоподъемностью 16, 20, 24, 30 тонн изготовленными совместно с компанией SKIBICКI, начать выпуск пиролизных (газогенераторных) котлов мощностью 200 - 300 кВт, создать региональный сервисный центр по обслуживанию и ремонту в гарантийный и послегарантийный период автомобильной техники семейства МАЗ, обслуживающий Борисовский, Смолевичский, Березинский, Крупский районы, а также проводить переоборудование автомобилей в спецавтотехнику для нужд организаций Министерства образования, Министерства здравоохранения и МВД".

После беседы с представителями "ПМК-567" автор этих строк заглянул и на главный производственный цех Борисовского авторемонтного завода. Никаких преград на пути следования не было. Правда, в цеху и особой активности не наблюдалось. Рабочих было раз-два и обчелся, а на некоторых станках висели таблички "Не эксплуатируется". Увиденное сильно контрастировало с тем, что наблюдалось на "ПМК-567", где станки размещены очень кучно, а рабочие имеют возможность присесть лишь в перерыве на обед. Заинтересован ли государственный завод в развитии, получая стабильный доход от сдачи площадей в аренду и осуществляя гостехосмотр, вопрос, видимо, риторический.








←Записки участника аукциона. Болото в аг. Ждановичи, лесополоса в аг. Ратомка и другие лоты, выставленные на торги 4 апреля

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика