"Утром - деньги, вечером - стулья". Белорусский бизнес пытается минимизировать риски в Украине
Украина является вторым торгово-экономическим партнером для Беларуси после России. Но политический кризис и девальвация гривны не способствуют росту белорусского экспорта. Однако отечественные бизнесмены пока не спешат покидать украинский рынок, а надеются на скорейшую нормализацию ситуации и пытаются минимизировать риски.
Товарооборот Беларуси с Украиной в 2013 году составил 6,2 млрд долларов и снизился на 20,8% по сравнению с 2012 годом. При этом сальдо внешней торговли сложилось положительное для Беларуси и составило 2,2 млрд долларов. Экспорт составил 4,2 млрд долларов и снизился на 24,5%, импорт 2 млрд долларов (минус 11,7%).
Основу белорусского экспорта в Украину составляют нефтепродукты, тракторы и седельные тягачи, холодильники и морозильники, шины, чулочно-носочные изделия.
В посольстве Беларуси в Украине говорят, что, "безусловно, риски для белорусских компаний возросли". "Но нет единого рецепта поведения в данной ситуации. Каждый субъект хозяйствования определяет свою модель поведения самостоятельно", - отмечают в дипмиссии. В посольстве Беларуси в Украине призывают не драматизировать ситуацию: "страна живет, люди не прекратили ездить на автомобилях, покупают продукты в магазинах - спрос на товары есть". "Понятно, что у каждого есть свой запас прочности. Самое простое решение сейчас - уйти с рынка. Но тогда твою нишу могут занять конкуренты, и вернуться будет гораздо сложнее", - говорят белорусские дипломаты.
Основной экспортной позицией Беларуси являются нефтепродукты. По данным Белстата, за 2013 год Беларусь поставила на украинский рынок нефтепродуктов на 2,7 млрд долларов. По сравнению с 2012 годом экспорт сократился на 33%. Основные причины - выполнение Беларусью обязательств по поставкам нефтепродуктов в Россию и приостановка экспорта биодизельного топлива. По данным консалтинговой группы компаний "А-95", в целом за 2013 год Украина импортировала из Беларуси 900 тыс. тонн бензина (на 33% меньше, чем в 2012 году) и 2 млн тонн дизтоплива (на 30% меньше). Доля Беларуси на украинском рынке бензинов сократилась с 35% (в 2012 году) до 25%, дизельного топлива с 51% до 30%.
По оценкам директора "А-95" Сергея Куюна, поставки бензина из Беларуси в январе 2014 года снизились по сравнению с январем 2013 года на 38%, дизтоплива - более чем на 10%. Эксперт говорит, что "финансовые и политические проблемы не располагают к активизации бизнеса, потребление в Украине упало, Беларусь переключилась на другие направления".
Пресс-секретарь концерна "Белнефтехим" Марина Костюченко подтверждает, что "сложная ситуация в Украине, безусловно, оказывает определенное влияние на предприятия концерна". "С учетом нестабильной обстановки в Украине организациями концерна введены защитные меры. В соответствии с решением председателя концерна предприятия отрасли осуществляют поставку продукции в эту страну только при условии полной предоплаты", - сказала Костюченко. Неудивительно, что январе-феврале снизились объемы поставок нефтепродуктов в Украину. При этом, как отметила Костюченко, "белорусские нефтепродукты - продукт высоколиквидный, поэтому мы перенаправляем топливо на рынки других стран - России, Прибалтики и других".
В товарообороте гродненского производителя чулочных изделий "Конте Спа" Украина занимает 23%. За январь-февраль текущего года отгружено продукции на 12% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Из-за сложной ситуации нарушаются экономические связи. Денежная дисциплина в стране оставляет желать лучшего. Ставится задача не потерять свои деньги. Идет работа с надежными контрагентами", - пояснили модель поведения на украинском рынке в компании "Конте Спа". При этом в компании подчеркнули, что "украинский рынок - очень-очень важен для нас".
Украина входит в число основных экспортных рынков и для "Белшины". В компании говорят, что в январе-феврале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падения продаж не произошло. "Мы испытываем лишь некоторые сложности с конвертацией валюты. Если бы этих сложностей не было, то мы могли больше продавать", - сказали на "Белшине".
А вот Минский автозавод с февраля приостановил поставки своей техники в Украину. Как отметил в интервью Naviny.by начальник отдела реализации грузовой техники в Украину МАЗа Сергей Зыль, в декабре прошлого года завод заключил с украинцами договор на поставку более 100 единиц техники. В январе по этому контракту было продано порядка 40 единиц техники, затем девальвация в Украине перебила все планы. "Они работали с нами в долларах США, покупали валюту на межбанке. За две недели гривна на межбанке, по-моему, упала по отношению к доллару на 25%. Соответственно, наша техника возросла в цене на 25%", - сказал Зыль. Кроме того, говорит специалист, Нацбанк Украины запретил своим импортерам покупать валюту для оплаты поставок по предоплате. По этой причине МАЗ решает вопрос о продаже техники за гривны.
В начале февраля был подписан договор между правительством Беларуси и Укргазбанком об условиях выдачи кредитов для приобретения в Украине товаров, произведенных в Беларуси, в рамках указа президента Беларуси от 24.09.2009 № 466 "О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь". Укргазбанк и Укрэксимбанк включены в перечень банков, участвующих в реализации программы льготного кредитования в Украине. Работает ли уже данная схема? "В настоящее время ведется наработка клиентского портфеля", - сказали в посольстве Беларуси в Украине.
Источник в госструктурах говорит, что "нестабильность национальной валюты, проще говоря, девальвация гривны - это серьезная проблема для экспортеров, которые поставляют свою продукцию в долларах или евро. Товары становятся дороже, мы становимся для украинского потребителя менее конкурентоспособными. Чтобы не потерять свою долю рынка, наши предприятия вынуждены снижать цены". Он полагает, что в начале года у дилеров были на складах остатки товаров, они их распродавали, поэтому выводы о том, какое поведение выбрали белорусские экспортеры на украинском рынке, делать преждевременно. По его оценкам, многие предприятия начали работать по предоплате. "Сейчас многие берут на вооружение схему "утром - деньги, вечером - стулья", - резюмировал он.