В Беларуси законы в сфере обращения вторичных ресурсов нуждаются в совершенствовании - эколог
Источник материала: БелТА
19.02.2014 19:28
—
Новости Экономики
19 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси законодательство в сфере обращения вторичных ресурсов и особенно в сфере переработки отработанных масел нуждается в совершенствовании. Такое мнение сегодня высказал председатель совета Белорусского общественного объединения "Экологическая инициатива" Юрий Соловьев на круглом столе по проблемам переработки отходов, который прошел в Минске по инициативе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, передает корреспондент БЕЛТА.
По словам эколога, необходимо нормативно закрепить принцип приоритетности, когда отработанные масла сдаются и передаются тем, кто наиболее эффективно их перерабатывает. В настоящее время отсутствует норматив образования отходов масел, что не позволяет госорганам и общественным организациям осуществлять нормальный и прозрачный контроль оборота этого вторсырья. "Нет никаких норм, которые бы показали, сколько станция техобслуживания или гаражный кооператив могут получить отходов, а значит, невозможно с них чего-то требовать и по сдаче отработанного масла, невозможно установить точно, сколько ушло на переработку, сколько отправлено в топку, сколько просто вылито на землю", - подчеркнул Юрий Соловьев. Он отметил определенные недостатки в организации информационной работы, большинство юридических лиц даже не знает, что уже существует серьезная ответственность за нарушения правил оборота масел. Большинство граждан не информировано о том, что сжигание "отработки" под видом жидкого печного топлива или ее попадание в окружающую среду другим путем наносит серьезный вред окружающей среде и здоровью.
Зарубежный опыт внедрения цивилизованных правил оборота отработанных масел содержит меры как экономического, так и организационного и нормативного характера. Среди таких мер - создание повсеместно сети точек сбора отработанного масла, законодательное закрепление мер прямого и косвенного экономического мотивирования к сдаче масла в переработку. Одна из действенных мер - введение обязательной отметки о сдаче отработанных масел, без которой автомобиль не допускается к прохождению техосмотра. При этом эколог призвал госорганы и общественность ориентироваться на опыт Евросоюза, где подобная система правил существует давно и вводится в жизнь обязательными для всех директивами.
Касаясь вреда для экологии, Юрий Соловьев сообщил, что 1 л отработанного масла способен загрязнить 1 тыс.т воды. При этом переработка отработанных масел очень эффективна как мера энергосбережения и экономии - для производства 1 л смазочного масла необходимо затратить 42 л сырой нефти, переработка же позволяет снова и снова использовать значительную часть масла, а значит, экономится нефтяное сырье. Из 100 т нефти получают 10 т моторного масла, тогда как из 100 т отработанного масла с применением современных экологически безвредных технологий очистки получают 80 т высококачественного масла.
Благодаря комплексу уже принятых на госуровне мер в Беларуси перерабатывается 10% отработанных масел. В ведущих странах ЕС во вторичный оборот возвращается до 70% "отработки". Беларусь в год потребляет около 100 тыс.т масел, из них на выходе получается 80-85 тыс.т. Эти отходы, по мировым критериям, являются ценным стратегическим сырьем, так как в процессе их регенерации можно получить восстановленные масла, пригодные для повторного использования, а также другие нефтепродукты в объеме свыше 90% переработанных отходов. Пока же Беларусь ежегодно теряет нефтепродуктов на миллионы долларов, при этом продолжает загрязняться окружающая среда.-0-
По словам эколога, необходимо нормативно закрепить принцип приоритетности, когда отработанные масла сдаются и передаются тем, кто наиболее эффективно их перерабатывает. В настоящее время отсутствует норматив образования отходов масел, что не позволяет госорганам и общественным организациям осуществлять нормальный и прозрачный контроль оборота этого вторсырья. "Нет никаких норм, которые бы показали, сколько станция техобслуживания или гаражный кооператив могут получить отходов, а значит, невозможно с них чего-то требовать и по сдаче отработанного масла, невозможно установить точно, сколько ушло на переработку, сколько отправлено в топку, сколько просто вылито на землю", - подчеркнул Юрий Соловьев. Он отметил определенные недостатки в организации информационной работы, большинство юридических лиц даже не знает, что уже существует серьезная ответственность за нарушения правил оборота масел. Большинство граждан не информировано о том, что сжигание "отработки" под видом жидкого печного топлива или ее попадание в окружающую среду другим путем наносит серьезный вред окружающей среде и здоровью.
Зарубежный опыт внедрения цивилизованных правил оборота отработанных масел содержит меры как экономического, так и организационного и нормативного характера. Среди таких мер - создание повсеместно сети точек сбора отработанного масла, законодательное закрепление мер прямого и косвенного экономического мотивирования к сдаче масла в переработку. Одна из действенных мер - введение обязательной отметки о сдаче отработанных масел, без которой автомобиль не допускается к прохождению техосмотра. При этом эколог призвал госорганы и общественность ориентироваться на опыт Евросоюза, где подобная система правил существует давно и вводится в жизнь обязательными для всех директивами.
Касаясь вреда для экологии, Юрий Соловьев сообщил, что 1 л отработанного масла способен загрязнить 1 тыс.т воды. При этом переработка отработанных масел очень эффективна как мера энергосбережения и экономии - для производства 1 л смазочного масла необходимо затратить 42 л сырой нефти, переработка же позволяет снова и снова использовать значительную часть масла, а значит, экономится нефтяное сырье. Из 100 т нефти получают 10 т моторного масла, тогда как из 100 т отработанного масла с применением современных экологически безвредных технологий очистки получают 80 т высококачественного масла.
Благодаря комплексу уже принятых на госуровне мер в Беларуси перерабатывается 10% отработанных масел. В ведущих странах ЕС во вторичный оборот возвращается до 70% "отработки". Беларусь в год потребляет около 100 тыс.т масел, из них на выходе получается 80-85 тыс.т. Эти отходы, по мировым критериям, являются ценным стратегическим сырьем, так как в процессе их регенерации можно получить восстановленные масла, пригодные для повторного использования, а также другие нефтепродукты в объеме свыше 90% переработанных отходов. Пока же Беларусь ежегодно теряет нефтепродуктов на миллионы долларов, при этом продолжает загрязняться окружающая среда.-0-
БЕЛТА о новостях в стране и мире
БелТА (оригинал новости)