Приватизация-2014: чего ожидать?
В конце минувшего года правительство Беларуси заявило о планах по привлечению в 2014 году за счет продажи госсобственности $4,5 млрд. С одной стороны, если проанализировать ход приватизации в минувшие годы, то складывается впечатление, что эта цифра останется лишь очередным необязательным прогнозным показателем. С другой стороны, если в этом году будут-таки проданы Мозырский НПЗ и МТС-Беларусь, а также реализованы пять давно озвученных совместных проектов с Россией, цифра в $4,5 млрд действительно может быть достигнута.
Приватизация: белорусская модель
Беларусь начала приватизацию своих предприятий позже, чем соседние страны – только осенью 1993-го. Официально ее целью было сокращение доли госсектора в ВВП до 30% и ниже. Однако Лукашенко, пришедший к власти уже через год, в скором времени ее затормозил, а к 1998 году практически полностью свернул. Делалось это под лозунгами «недопущения разбазаривания государственной собственности» и «защиты трудовых коллективов». С этого момента приватизация стала точечной, а доля частного сектора в ВВП росла медленно, преодолев рубеж 30% только в 2012 году.
Даже когда белорусская экономика демонстрировала драматическое нарастание отрицательного сальдо счета текущих операций (15% от ВВП в 2010-м), власть предпочитала не приватизировать предприятия, а привлекать внешние кредиты. Их сумма в итоге превысила 40% ВВП. Для сравнения: за 2008-2012 годы выручка от приватизации составила около $4 млрд, а внешних кредитов было привлечено на $10,5 млрд.
Оправданием этому были регулярные заявления президента о том, что прибыль – не главный критерий эффективности хозяйственной деятельности, а частный бизнес не работает в интересах общества, и его присутствие наиболее целесообразно в секторе малого бизнеса. Можно вспомнить, как инициатива Михаила Мясниковича по приватизации 2000 предприятий, выдвинутая осенью 2011-го на фоне острого валютного кризиса, была резко раскритикована и отвергнута Александром Лукашенко.
После этого президент определил несколько ключевых условий для приватизации того или иного предприятия:
1) Максимально возможная цена приватизационной сделки.
2) Гарантии загрузки производственных мощностей приватизируемого предприятия.
3) Согласие на приватизацию трудового коллектива.
4) Одобрение сделки главой государства.
Если инвестор, власть и трудовой коллектив приходят к согласию по всем этим пунктам, становится возможной приватизация практически любого госпредприятия, даже стратегического значения. Но если консенсуса нет, то приватизация останавливается независимо от ранее заявленных планов, требований МВФ и банка ЕврАзЭС.
Иллюстрации этому – с одной стороны, отсутствие ежегодной приватизации на $2,5 млрд, которая была условием выдачи кредита Антикризисным фондом ЕврАзЭС. С другой – успешная сделка по приобретению Газпромом газотранспортного предприятия Белтрансгаз в 2011 году: она состоялась уже после окончания валютного кризиса и на белорусских условиях – по максимальной цене, с гарантиями увеличения транзита газа и снижения цены на газ для Беларуси в два раза.
Но, в любом случае, кризисы 1998, 2009 и 2011 годов не повлекли ни массовой приватизации, ни резкого снижения цен на продаваемые активы, ни смягчения требований к инвесторам.
Конечно, может произойти и такое, что белорусское руководство в нынешнем году пересмотрит подходы к приватизации. Ведь новые кредиты давать Беларуси сейчас не готов ни МВФ (требует структурных реформ), ни Россия ($2 млрд дала, теперь ждет встречных шагов по собственности). А до президентских выборов осени 2015-го власти нужно дотянуть без социально-экономических потрясений. Что сложно: в 2013 году чистая прибыль белорусских предприятий уменьшилась по сравнению с 2012 годом на 40,7%, и в нынешнем году этот процесс продолжается.
Получается, что если стагнация белорусской экономики затянется, а прежние методы снятия структурных дисбалансов не исправят ситуацию, то следует ожидать активизации в белорусском правительстве так называемого «либерального лобби». Оно будет подталкивать президента и его окружение к приватизации, как к наилучшему выходу из кризиса. Это влияние уже ощущается: последние годы представители власти все чаще озвучивают рыночные лозунги повышения рентабельности, системной приватизации, а окупаемость требуют даже от социально-культурных проектов. Можно вспомнить и озвученную министром экономики Николаем Снопковым в начале 2013 года инициативу по приватизации 800 средних и малых предприятий, которые имеют «неудовлетворительную структуру баланса». То есть идею разгрузить бюджет, сняв с него часть неэффективной госсобственности.
Николай Снопков вернулся к этой идее на заседании правительства 12 ноября, подчеркнув, что сегодня 38 предприятий формируют 45% добавленной стоимости в экономике страны. Все остальные для государства являются балластом. Но если убыточные предприятия перейдут в частные руки, многие из них смогут эффективно работать и развиваться.
Еще раньше Минэкономики предлагало в 2012 году провести льготную приватизацию 2,6 тыс. убыточных госпредприятий. «Одним из наших приоритетов должно стать формирование и реализация программы малой приватизации, которая была начата в 1995 году и в 1996 году благополучно забыта», – заявил тогда министр экономики.
Остается актуальным такой фактор, как приватизация крупных объектов российскими лояльными бизнесменами, которые заинтересованы в долгосрочной работе и предсказуемости социально-экономического уклада в Беларуси. В качестве примеров можно назвать «Газпром», выкупивший «Белтрансгаз», или «Сбербанк», купивший «БПС-банк». От подобной приватизации политический режим в Беларуси становится даже более устойчивым – по крайней мере, в среднесрочной перспективе.
Чтобы полностью исключить неожиданности во взаимоотношениях «государство-инвестор» и получить рычаг влияния на приватизируемые предприятия, в 2013 году был запущен процесс принятия закона, наделяющего госпредставителей правом «золотой акции» в случаях, угрожающих общественной пользе и безопасности. Кроме того, государство получит право выступать на собраниях учредителей от имени отсутствующих миноритариев.
Беларусь также обкатывает с иностранным капиталом технологии партнерства в виде транснациональных компаний. На сегодняшний день актуальны пять подобных проектов, о которых мы неоднократно писали.
Актуальные проекты
Наиболее перспективным (в денежном плане) выглядит сегодня проект приватизации Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Акционером Мозырского НПЗ предложено стать российской госкомпании ОАО НК «Роснефть», которую контролирует Игорь Сечин. В качестве одного из условий приватизации этого НПЗ белорусское правительство предложило «Роснефти» увеличить к 2020 году поставки нефти в Беларусь до 20 млн тонн. Об этом сообщил вице-премьер Петр Прокопович, выступая 20 декабря на совместном заседании двух палат Национального собрания.
«Разговор идет, чтобы часть нефти, поставляемая в Европу, перерабатывалась в Беларуси и продавалась на экспорт», – сказал он. По мнению Прокоповича, если Россия поддержит это предложение, это будет означать для Беларуси крупный инвестиционный проект.
И на проведение сделки есть все шансы. 16 октября президент ОАО «Нефтяная компания "Роснефть"» Игорь Сечин заявил о заинтересованности в покупке государственной доли акций Мозырского нефтеперерабатывающего завода. «Нам этот актив интересен. Мы уже там присутствуем. Все остальное будет зависеть от условий продажи. Будем рассматривать», – сказал тогда Сечин.
Это заявление прозвучало через шесть дней после того, как Госкомитет по имуществу Беларуси объявил о планируемой продаже на аукционах и по конкурсу принадлежащих Республике Беларусь акций более 80 предприятий и еще нескольких предприятий как имущественных комплексов. Среди прочего на продажу по конкурсу выставлена государственная доля в ОАО «Мозырский НПЗ» (42,76%) балансовой стоимостью 4,68 трлн белорусских рублей.
По данным Министерства финансов, «Мозырский НПЗ» в первом полугодии 2013 года стал второй по объему чистой прибыли публичной компанией Беларуси. Чистая прибыль завода составила 1.063 млрд рублей, выручка – 14.584,1 млрд рублей.
Сегодня в уставном фонде НПЗ 42,76% принадлежит Госкомимуществу РБ, 42,58% – российскому ОАО «НГК "Славнефть"», 12,25% – ООО «МНПЗ плюс» и 2,41% – физлицам.
Другой заметный приватизационный проект, способный пополнить бюджет страны в 2014 году – продажа белорусской госдоли (51%) в СООО «Мобильные телесистемы» («МТС-Беларусь»). До сих пор (с июня 2011-го) попытки продать госдолю проваливались из-за откровенно завышенной цены: Александр Лукашенко лично оценил пакет в $1 млрд. Только недавно чиновники, наконец, рискнули пойти на снижение цены, так что в нынешнем году госпакет в «МТС-Беларусь» действительно может быть продан.
Модель Прокоповича
20 декабря, выступая на уже упоминавшемся совместном заседании палат Национального собрания, Петр Прокопович заявил, что прежде всего будут продаваться акции предприятий с госдолей менее 25%. «Мы приняли конкретные поручения и решения. Там, где доля государства менее 25%, необходимо решить вопрос о продаже этих акций», – сказал Прокопович, подчеркнув, что небольшие пакеты акций в таких предприятиях – это «замороженные средства» государства. Также, по его словам, правительство поручило привлекать белорусских инвесторов в систематически убыточные организации. «У нас в стране вырос уже целый класс собственников, которые имеют ресурсы, имеют возможности, и показали, что умеют работать. Мы должны содействовать тому, чтобы они выкупали такие предприятия», – цитирует Прокоповича БелаПАН.
Также сторонних инвесторов будут в нынешнем году привлекать на некоторые модернизируемые предприятия. «На те модернизируемые предприятия, которые закредитованы и не имеют средств для развития, необходимо привлекать инвесторов. … Привлечение чужих ресурсов – самый эффективный способ сбалансировать экономику», – отметил вице-премьер.
Впрочем, Прокопович не был бы сам собой, если бы не состорожничал, заявив, что приватизация не является самоцелью, а направлена на повышение эффективности действующих предприятий. «Почему мы зациклились на собственности? Это не мода XXI века. В XIX-XX веках вели разговоры о собственности, а в XXI веке разговор о собственности некорректен, разговор нужно вести об эффективности», – сказал Прокопович депутатам.