За рынок борись или не берись!
А они, надо сказать, далеко не радужные. Так, из девяти показателей социально-экономического развития выполнены только три. Предприятия концерна испытывали общие для всех отраслей проблемы. Проседание рынков, вымывание «оборотки» и ужесточение конкуренции не могло не сказаться на их финансовом состоянии и соответственно выполнении плановых показателей. Темп роста объемов промышленного производства — 97,7 процента при задании 106. Рентабельность продаж — минус 3,6 процента от плановой. Не справились и с привлечением прямых иностранных инвестиций, не удалось в полной мере разгрузить склады.
Характерно, что минус допущен в отраслях, которые ранее работали достаточно стабильно и приносили прибыль. Еще несколько цифр: производство алкогольной продукции снизилось на 11,9 процента, кондитерской — на 11,3, сахара белого тростникового — на 11,2, пива — на 7 процентов. В то же время нарастили объемы масложировая и консервная отрасли. Увеличен выпуск табачных изделий и соли.
Еще в июне прошлого года проблема разгрузки складов обсуждалась на заседании Совмина, где речь шла в том числе и о больших объемах плодоовощных консервов и консервов для детского питания. Не меньшую озабоченность вызывают и высокие запасы сахара.
Председатель концерна Александр Забелло причины невыполнения плановых заданий связывает также с плохой работой руководителей. Недаром в прошлом году на предприятиях заменены восемь директоров, тридцать заместителей, двое освобождены от занимаемых должностей уже в этом году.
Многие руководители ссылаются на падение спроса на внутреннем и внешнем рынках, непропорциональный рост акцизов, высокие ставки по кредитам, и, как следствие, вымывание оборотных средств. Но, надо признать, что одной из основных причин замедления темпов роста промышленного производства и недостатка собственных оборотных средств является низкая или недостаточная конкурентоспособность продукции.
Думается, проблема со сбытом и в том, что предприятия выпускают продукцию, не обеспеченную соответствующим портфелем заказов. Да и при ужесточении конкуренции победить можно только качеством, ценой и умением продавать.
К сожалению, белорусские пищевики постепенно теряют и отечественный рынок. Это особенно видно на примере пивоваренной отрасли. ОАО «Крыница», крупнейший производитель пенного напитка в стране, серьезно провалило внутренний рынок — 56,7 процента. В то же время «Аливария», «Лидское» и «Брестское пиво» нарастили поставки от 106 до 120 процентов. О чем это говорит? О неумении продавать и на равных конкурировать. В то время, когда реклама научилась творить чудеса продаж, а маркетинг изощряется в умении создавать новые потребности, рассчитывать на реализацию товара без дополнительного стимулирования нереально. В этой связи возникает вопрос, а где яркая и бьющая реклама белорусского пива, детского питания и других отечественных продуктов?
Поэтому пока агрессивные конкуренты борются за кошельки белорусских потребителей, отечественные компании теряют долю и на внутреннем рынке.
Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»