Не родится колос густой на земле пустой
Неподъемный лизинг
Как-то довелось услышать такое мнение: надо ускорить заготовку кормов, усилить контроль за качеством, и они, дескать, станут лучше.
— Подходами типа «усилить», «улучшить» эта проблема не решается, — считает исполняющий обязанности первого заместителя начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Городокского райисполкома Павел Кураченок. — Ведь все упирается в нехватку техники.
В районе на 8 хозяйств 41 косилка. Чтобы укладываться в оптимальные сроки уборки трав, надо дополнительно 12. Есть 18 граблей — не хватает 6. В общем парке 27 кормоуборочных комбайнов, а необходимо в два раза больше.
Денег на новую технику у большинства хозяйств нет. Если они и появляются, то идут преимущественно на ремонт старой. Теоретически комбайны, грабли, косилки, как и многое другое, можно приобрести в лизинг. Но производители готовы на такой вариант, когда нет просроченной задолженности по предыдущим поставкам. А она, увы, есть практически повсеместно. Не говоря уже о том, что надо где-то найти деньги на первый взнос при покупке техники — 10 процентов стоимости. Для кормоуборочного комбайна это примерно 250 миллионов рублей. Большинство хозяйств ежемесячно едва наскребает на зарплату своим работникам.
Проиллюстрировать ситуацию можно на примере ОАО «Городокский РАПС», где в прошлом году около месяца заготавливали сенаж из первого укоса.
— У нас и техники недостаточно, чтобы закладывать корм в оптимальные сроки, и ломается она часто, потому что старая, — говорит исполняющий обязанности директора предприятия Андрей Некрашевич. — Шесть кормоуборочных комбайнов приходятся на 2,5 тысячи гектаров трав. Половине агрегатов больше 10 лет. Как ни ремонтируй, а простои неизбежны.
Предприятию надо срочно купить в этом году хотя бы комбайн, две косилки и столько же граблей. Здесь большая надежда на помощь головного предприятия — облагросервиса, который может брать технику в лизинг. Только вот вопрос, почему это не делали раньше, чтобы не доводить дело до столь плачевного состояния.
РАПС может рассчитывать на поддержку сверху. Но где ее искать другим хозяйствам? Если не найти средств на новую кормоуборочную технику, район нынешним летом вновь будет страдать старой болезнью, связанной с нарушением технологии заготовки кормов. Значит, следующей зимой здесь опять не будет молока, потеряются такие нужные на зарплату и приобретение новой техники деньги. Словом, замкнутый круг. И, судя по всему, большинству хозяйств самим из него не вырваться, нужна какая-то внешняя поддержка.
Туковый вопрос
Главный специалист по производству управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома Татьяна Иванова утверждает, что в год для КРС района надо 18 тысяч тонн зерна. В 2013-м здесь собрали 28 тысяч. Но после выполнения госзаказа, обеспечения птицефабрики и свинокомплекса предприятия «Северный» крупному рогатому скоту осталось лишь 7 тысяч тонн. Еще 2 тысячи закупают за пределами района. В итоге КРС обеспечен концентратами лишь наполовину от необходимого.
Почему в районе так остро стоит проблема фуражного зерна и можно ли увеличить его валовой сбор?
Земли здесь небогатые. Плодородие сельхозугодий — 17,3 балла, пашни — 20,3. Для сравнения: последний показатель в среднем по Витебской области — 26,6, по стране — 31,2. Это означает, что при одинаковых вложениях отдача от почвы в Городокском районе всегда будет в полтора раза хуже, чем по республике. Но можно ли все объяснить только природными условиями? В 2005-м район получил на балло-гектар 103 килограмма зерна, через год — 122, в 2007-м — 145, в 2008-м — 151, в 2009-м — 144, затем три года подряд примерно по 130. В 2013-м вышло лишь по 91 килограмму. Специалисты говорят, что прошлый год был нетипичным: помешала засуха. Но нельзя не заметить, что 5 лет район неуклонно снижал урожайность зерновых, в то время как страна в целом, за исключением прошлого неблагоприятного года, добавляла. Именно нехватка концентратов и стала важнейшей причиной падения надоев по району почти с 4 тысяч килограммов от коровы в 2009-м до 3,5 тысячи — в прошлом году.
Было время, когда здесь собирали около 30 центнеров зерна с гектара. Почему же затем началось снижение?
— В лучшие по урожайности годы в хозяйства поступало достаточное количество минеральных удобрений, — говорит Павел Кураченок. — Это позволяло создавать баланс калия, фосфора и азота в почве. В последние же годы первого элемента достаточно, а вот остальных — скудно. А без них отдача калия падает. Соответственно, снижается и урожайность.
Почему иссяк поток поступающих в сельхозпредприятия туков? Раньше на начало года здесь уже было около половины необходимых к весеннему севу минеральных удобрений. Нынче же в начале февраля не было еще и трети. Причем среди запасов преобладает калий, а фосфора и азота — лишь 5 процентов от потребности. В эти дни кое-какая работа по завозке удобрений идет, но не такими темпами, как хотелось бы.
Теоретически хозяйства могут покупать удобрения. На эти цели выделяется 10,5 миллиарда рублей кредитов. Но лишь три предприятия могут воспользоваться этой услугой. Остальные имеют просроченную задолженность по старым кредитам, поэтому новых им не дают.
В большинстве хозяйств не знают, как решить проблему. Характерен в этом плане пример ОАО «Городокский льнозавод». Предприятие имеет 1,5 миллиарда рублей просроченной кредиторской задолженности, поэтому новых денег на удобрения банк не дает. Где их искать? Надо увеличить продажу молока, считает директор Владимир Воронко. Тогда будет возможность рассчитаться за старые кредиты и получить возможность брать новые. Однако здесь всплывает еще одна проблема. Завод на три месяца вперед уже заложил все свое будущее молоко перерабатывающему предприятию на сумму около двух миллиардов рублей. И любой прирост пойдет прежде всего туда.
Что делать в ситуации, когда без достаточного количества туков район обречен на невысокий урожай зерновых? Учитывая проведение в районе республиканских «Дажынак», надо просить помощи у государства. Только при дополнительной бюджетной поддержке можно рассчитывать, что к празднику хлеборобов городокские сельхозпроизводители соберут достойный урожай.
На радость сорнякам
В этом году район намечает собрать по 30 центнеров зерна с гектара — в два раза больше, чем год назад. Для этого надо на каждый гектар внести по 320 килограммов NPK в действующем веществе. Ведь естественное плодородие дает лишь 11 центнеров. Остальное надо добирать за счет удобрений.
Конечно, не стоит забывать и об органике. Здесь ее вносят 12 тонн на гектар. Показатель по местным меркам неплохой. Но желаемой отдачи не приносит, потому что нарушается технология заправки почвы. Органику необходимо вносить с осени. Но для этого хозяйствам района не хватает техники. А от весенней заправки земли отдача значительно меньшая.
Поднять урожай можно и за счет борьбы с сорняками. Для этого надо использовать глифосаты. По расчетам специалистов, ежегодно эти гербициды необходимо вносить на площади 7700 гектаров. В реальности же получается менее половины. В итоге сорняки забирают у почвы те полезные вещества, которые могли бы пойти зерновым и обеспечить прибавку урожая. Понятно, что и на глифосаты денег не хватает.
Отрасль без агрономов
Не хватает в горячую пору в хозяйствах и механизаторов. Эта проблема в районе решается за счет привлечения их из городских предприятий и организаций. Но есть проблема более серьезная. Это нехватка специалистов в растениеводстве. В некоторых хозяйствах нет ни одного работника агрономической службы. Кому в этой ситуации контролировать севообороты, следить за ходом сева, ухода за растениями и уборкой? Не это ли одна из причин низких урожаев в сельхозпредприятиях наряду с нехваткой техники и удобрений?
Не могу не затронуть и такой аспект зерновой проблемы. В прошлом году здесь ввели в оборот четыре тысячи гектаров пашни по областной программе «Чистые поля», которая предусматривает очистку их от кустарников. В 2014-м районный фонд сельхозугодий пополнится еще на три тысячи гектаров. Подход у авторов программы в теории правильный: больше земли — больше зерна. Но на практике получается, что если в пустую землю положить семена, то они принесут одни убытки.
Так, может, стоило потратить деньги на повышение эффективности имеющихся площадей?
Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ»