Ценообразование без фанатизма
В Минторге рассказали о некоторых путях снижения цен
Ожидается, что в нынешнем году цены на товары увеличатся не более чем на 11 %. А значит, ряду министерств и облисполкомам предстоит внимательнее относиться к ценообразованию и не допускать необоснованного роста стоимости продукции.
Результаты работы будут сверяться с разработанным Минэкономики графиком изменения индекса потребительских цен. Согласно ему в январе инфляция не должна превысить 1,6 %. Данные Белстата за три недели вписываются в рамки. В то же время в Минторге отмечают: сегодня можно даже удешевить некоторые товары, причем во благо производителям.
«В прошлом году третью часть инфляции — порядка 4,5 % из 16,5 % — мы получили за счет поднятия регулируемых цен. В том числе на картофель и плодоовощную продукцию. Напомню, право регулировать цены в соответствии с Указом № 72 предоставлено облисполкомам и Минскому горисполкому. И в каждой области отпускные и розничные цены на указанную продукцию существенно отличаются. При этом разнится и порядок розничной наценки», — рассказывает первый заместитель министра торговли Артур Карпович.
Так, по его данным, в Минске предельная максимальная цена на картофель — Br 5,6 тыс. за килограмм, в регионах — в 1,4—1,9 раза меньше. Похожая ситуация и с другими овощами. Кроме того, в Витебске и Минске максимум торговой надбавки исчисляется в денежном выражении, за исключением огурцов и помидоров, в пределах Br 0,4—1,1 тыс. за килограмм. Остальными облисполкомами предусмотрена надбавка в процентном соотношении — от 20 % до 25 %. То есть с ежемесячным ростом отпускных цен на плодоовощную продукцию наценка торговых организаций, зафиксированная в денежном выражении, остается неизменной. Если наценка определена в процентах, то она увеличится с ростом отпускных цен. Чтобы сократить разбежку в стоимости продуктов в Минске и регионах, можно уменьшить максимальные отпускные цены до пределов в областях. И дабы овощи не становились заметно дороже от месяца к месяцу, торговые надбавки следовало бы определять только суммами, а не процентами. «При принятии решения Мингорисполкому предлагаю учесть, что в УП «Партизанское», которое отпускает картофель и плодоовощную продукцию из стабфондов, в 2013 году прирост производительности труда составил 118 % при росте реальной заработной платы в 160 %», — заметил Артур Карпович.
Еще один способ сделать товар привлекательнее для покупателя — сравнять или хотя бы приблизить предприятиям свои цены с коллегами на внутреннем рынке. Например, отпускная стоимость