Таможенный союз проигрывает импорту на молочном рынке
При сохранении нынешнего положения на рынке молочной продукции Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России местные производители могут потерять его часть. Такой вывод сделали в Евразийской экономической комиссии, анализируя ситуацию на рынке молока и молочных продуктов в Таможенном союзе, сообщает пресс-служба ЕЭК.
Так, в январе-ноябре 2013 года стоимостный объем импорта молочной продукции в Таможенный союз из стран дальнего зарубежья увеличился на 25,7%, физический - на 17,6% по сравнению с тем же периодом 2012 года. В частности ввоз сыров и творога вырос на 12%, йогуртов и кефира - на 33%, сливочного масла - на 46%; ввоз сухих и сгущенных молока и сливок увеличился в 2,1 раза.
Среди важнейших факторов, вызвавших рост импорта молочных продуктов из стран дальнего зарубежья, министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев считает дефицит на рынке стран Таможенного союза сырого молока, в том числе предназначенного для переработки. Он отметил, что такая ситуация сложилась в связи с недостаточными капитальными вложениями в развитие молочного животноводства, недостатком кормов вследствие их удорожания, в том числе после засухи 2012 года, невысокими качественными характеристиками получаемого молока вследствие ухудшения состояния молочного стада. Кроме того, снижение производства молочных продуктов связано с уходом с рынка малых и средних молокоперерабатывающих производств, нерентабельных ввиду сезонности поступления молока и возросших производственных затрат.
Другим фактором стало снижение ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза в 2012-2013 годах на ряд молочных товаров в связи с выполнением тарифных обязательств перед ВТО.
Кроме того, отметил Слепнев, на росте импорта сказалась ценовая неконкурентоспособность поставок некоторых видов молочной продукции из стран Таможенного союза по сравнению с предложением из стран дальнего зарубежья. Например, средняя контрактная цена сливочного масла при ввозе в Казахстан из дальнего зарубежья за 11 месяцев прошлого года равнялась 4,4 доллара США за килограмм, а из Беларуси - 4,9 доллара.
И, наконец, четвертым фактором стало изменение потребительских предпочтений в странах, рост спроса на ассортимент, более востребованный населением, отметил министр. Например, в товарной структуре белорусского ввоза сыров в январе-ноябре 2013 года поставки плавленых сыров из Польши выросли в 2,9 раза, а твердых и полутвердых сыров с пониженным содержанием жира из Литвы - в 7,3 раза. Поставки сыров в Беларусь из России также выросли на 48%, однако основу российского импорта составляли жирные молодые сыры, импорт которых в Беларусь в январе-ноябре 2013 года увеличился в 3,7 раза, и твердые и полутвердые сыры с обычным содержанием жира - рост в 4,5 раза.
"Основные риски, которые мы отмечаем, связаны с дефицитом на рынке стран ТС сырого молока, в том числе предназначенного для переработки, что может привести к тому, что производители стран ТС потеряют часть совокупного молочного рынка "тройки", а эффективность взаимодействия участников аграрно-производственных кластеров в ТС окажется под вопросом, - заявил Слепнев. - Это неизбежно приведет к росту импорта молочной продукции из стран дальнего зарубежья, которая гораздо сильнее подвержена негативному влиянию мировых цен на молоко, соответственно, цены на молочные товары поднимутся и в странах ТС. Уже сейчас мы наблюдаем рост импорта сливочного масла, сухого молока, сыров. Наконец, молоко, как и зерно, является ключевым продуктов для обеспечения продовольственной безопасности".
"В данной ситуации необходимы совместные системные меры по повышению конкурентоспособности молочного животноводства стран ТС и молокоперерабатывающей промышленности, - считает министр по торговле ЕЭК. - При этом важно понимать, что возможности таможенно-тарифного регулирования жестко ограничены обязательствами по участию России в ВТО, а применение инструментов защиты внутреннего рынка потребует времени на проведение расследования по всей процедуре согласно правилам ВТО". Слепнев считает целесообразным "стимулировать специализацию стран на производстве определенных видов молочной продукции инструментами коллективной финансовой поддержки и координировать политику в области государственного субсидирования молочного производства". "Есть возможности совместного проектного финансирования в АПК, и прежде всего в молочном секторе, и проведения единой политики в области племенного животноводства", - добавил он.