Грязи у нас хватает. Инициативы маловато
СЛОВО «сапропель» в переводе с греческого языка означает «гнилой ил». В его основе — целебная реликтовая грязь, которой 10—15 тысяч лет. Необычным свойством обладает и вода в некоторых озерах: она не портится, и в ней не наблюдаются процессы гниения, так как отсутствуют болезнетворные бактерии. Вода в результате может обладать четким обеззараживающим действием. Органическая часть сапропеля — это своеобразный комплекс растительных и животных остатков и продуктов их распада. Именно поэтому он по своей активности конкурирует с легендарными женьшенем и мумие.
Сапропелевые грязи действуют на организм очень мягко. Улучшают кислородный обмен, стимулируют функции вегетативной нервной системы, обогащают организм кальцием, железом, магнием, йодом, калием, витаминами, аминокислотами. А еще препятствуют процессу старения, восстанавливают иммунитет, усиливают защитные свойства кожных покровов, выводят из организма шлаки, токсины, тяжелые металлы.
В целом по стране сапропелевые запасы оцениваются в четыре миллиарда кубических метров. В перерасчете на условную 60-процентную влажность товарной продукции они составляют 1,55 миллиарда тонн. Около миллиарда сосредоточено в озерах, остальные — под слоем торфа на торфяных месторождениях.
70 процентов из всех разведанных запасов находятся в Витебской области. Это объясняется тем, что в Придвинском крае много водных объектов и торфяных месторождений. А сапропель обычно откладывается на этих участках. Вот только наладить ритмичное промышленное производство никак не удается. А ведь при хорошем бизнес-подходе на такой добыче можно буквально озолотиться.
В СОСЕДНЕЙ России работает даже объединенный Центр по сапропелю, а у нас ценнейшее вещество упоминается только в Государственной программе «Торф», разработанной до 2020 года.
— Да, торфяные залежи часто подстилаются сапропелевыми отложениями, — говорит лауреат Государственной премии главный научный сотрудник Института природопользования НАН Беларуси академик Иван Лиштван. — Они широко используются в медицине, а также в производстве высокоэффективных удобрений. Поэтому важно провести оценку запасов, дать обоснование состава необходимого оборудования и новых технологий разработки залежей.
Выбор для разработки наиболее перспективных месторождений с запасами сапропеля высокого качества, применение ресурсосберегающих технологий добычи позволит снизить себестоимость выпускаемой продукции по сравнению с действующими предприятиями на 20—40 процентов. В результате ожидается значительное снижение цены органо-минеральных сапропелевых удобрений. Их применение помогает решить проблемы повышения плодородия земель регионов, удаленных от баз заготовки торфа и станций перегрузки. А экономия на каждом гектаре пашни составит миллионы рублей.
Пока же в Беларуси из почти полумиллиона гектаров известкуемых земель сапропели используются только на 25—30 тысячах гектарах. Даже для санаториев лечебную грязь зачастую везут из-за рубежа, хотя своих запасов достаточно.
ИЗВЕСТНЫ у нас и своего рода «чемпионы», в том числе озеро Судобль в Смолевичском районе, где толщина сапропеля достигает 30 метров. Водоем площадью 144 гектара расположен на водоразделе рек Балтийского и Черного морей. Озеро — уникальное в Восточной Европе не только за счет накопления за 13 тысяч лет тридцатиметровой толщи осадков сапропелей общим объемом свыше 6 миллионов кубических метров, но и за счет содержания в них органических веществ — до 70—90 процентов.
Постановлением Совета Министров республики озеро Судобль отнесено к лечебным ресурсам страны. Добыча сапропелей разрешена только в качестве лечебных грязей, косметических масок, ингредиентов для медицинской и косметической отраслей. Вопрос о строительстве здесь санатория пока на бумаге.
Ценно для геологов, но пока не заинтересовало инвесторов и озеро Тайное в Брестском районе, которое таит в своих недрах огромные запасы лечебной грязи. По составу микроэлементов здешние запасы сапропелей не уступают ни озеру Дикому в Дятловском районе, ни знаменитым сапропелевым курортам России в Челябинской области. Специалисты утверждают: в недрах Тайного запасов лечебной грязи хватит на сотни лет. Но и сюда руки настоящего хозяина пока не дошли.
НО все же, благодаря принятой Госпрограмме, сдвиги есть. В прошлом году Поставский райисполком предоставил ОДО «Природные богатства» во временное пользование сроком на 20 лет горный отвод для разработки сапропеля в озере Вольверово, рядом с деревней Должа. Лечебная грязь прошла испытания в микробиологической лаборатории Министерства здравоохранения Республики Беларуси. Обществу выдано соответствующее удостоверение и разрешение к ее производству, реализации и медицинскому применению на территории страны.
А в Лельчицком районе уже ведется промышленная добыча сапропеля. Ценной грязи в озере Прибыловичи минимум 8—10 тысяч лет. За это время она впитала в себя все лучшее от природы. Азот, фосфор, кальций — здесь практически вся таблица Менделеева. Причем все это — природного происхождения, соответственно, впитывается организмом и почвой.
Уникально, что здесь сосредоточено три типа сапропелей — органический, смешанный и карбонатный. Пониженная влажность делает себестоимость их добычи и переработки сравнительно низкой. А содержание фосфора в сапропеле примерно в 4 раза больше по сравнению с его концентрацией в других залежах, разведанных на территории республики.
— Сапропель находится в твердом состоянии и его добывают обычным экскаватором, — говорит заместитель директора ОАО «Лельчицкий райагросервис» Григорий Переход, к лельчицкому месторождению уже проявили интерес инвесторы из Польши, Германии и Израиля. Иностранцы провели собственные исследования грязи и пришли к выводу, что она отлично подходит для улучшения естественного плодородия и выращивания экологически чистых продуктов.
— Сегодня для животноводства Беларуси закупаются минеральные витаминные добавки за рубежом. Мы же имеем обогащенный материал прямо под ногами, — сказал Григорий Переход в беседе с корреспондентом «СГ». — Сапропель в десятки раз дешевле импортной продукции. Экономия колоссальная. Белково-витаминные минеральные добавки будут поступать на комбикормовые предприятия, а также станут доступны для сельскохозяйственных предприятий не только Гомельской области, но и всей республики. Думаю, сапропель в ближайшем будущем должен стать достойной альтернативой дорогостоящим минеральным удобрениям.
Белорусским сапропелем заинтересовались даже в Японии. Ученые Страны восходящего солнца считают, что на загрязненных радионуклидами землях Фукусимы после внесения сапропеля можно будет получать чистую сельхозпродукцию. Такая же проблема и в ряде районов нашей республики, вот только решать ее вполне доступными средствами пока не спешат.
Как говорится в пословице, близок локоть, да не укусишь.
Изученность и типологический состав озерного сапропеля в Беларуси (на 1.01.2011 г.)