Не срезайте с картофеля добавленную стоимость
Несмотря на то что для технического переоснащения производства, повышения конкурентоспособности белорусской продукции сделано в последнее время немало, с каждым годом конкуренция на мировом рынке все жестче. Особенно заметно для наших производителей это стало с вступлением одного из основных наших торговых партнеров, РФ, в ВТО. Да, качество нашей продукции растет, зачастую не уступая европейскому. Но этого уже недостаточно, чтобы быть до конца уверенным в завтрашнем дне. Так что поиск новых путей для укрепления своих позиций на рынке для страны — одна из приоритетных задач.
Естественно, в такой ситуации на первый план должны выходить расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производства с тем, чтобы повысить их эффективность и получить экономическую выгоду. Однако все это — с оглядкой на отечественное сырье и местные энергоресурсы.
Расчет здесь прост: использование именно местных ресурсов позволит снизить себестоимость конечного продукта. При этом не следует забывать и о глубине переработки производимой продукции для получения товаров с высокой добавленной стоимостью.
Если говорить о картофеле, то сегодня уже недостаточно расфасовать его, скажем, в сетки. Нужны и иные услуги. Хотя бы производство всевозможных полуфабрикатов, допустим, таких, как картофель фри для общепита, замороженные драники, да и просто почищенный картофель в вакуумной упаковке, готовый к варке.
Примеры в Беларуси есть. Почти на всех белорусских крахмальных заводах производят крахмал картофельный сухой. Клецки «Панские» картофельные с различными вкусами продает новогрудская компания «Провит». Картофель фри замороженный предлагают компании «Эковид» из Гродненской области, минский «АйсКинг», «Белфорх», что в Ганцевичском районе. А в Интернете предприимчивый частник предлагает купить сушеный картофель. Его можно применить для приготовления первых блюд, гарниров и салатов.
Или та же льняная отрасль, о необходимости развития которой сегодня так много говорится. Если задуматься, то лен — это и экологические натуральные ткани, и весьма полезное для здоровья растительное масло, и основа для лекарственных средств. То есть при желании и наличии деловой хватки прибыль из него можно извлекать не одним, а несколькими путями. Вот вам и диверсификация в действии.
И тут уже дело за руководителем хозяйства или перерабатывающей организации — какой из путей выбрать. А то и не один. Выращивать, допустим, сахарную свеклу, чтобы возить ее за 300 километров на сахарный завод, да еще и при небольшой урожайности? Или заняться рапсом, который можно отправить на переработку в соседний город? Экономить на качестве кормов, стараясь снизить затраты на производство молока, или все же потратить больше, при этом рассчитывая на увеличение удоев. Вырастить ягоды-фрукты и продать их за границу или заморозить, сделать пюре, конфитюр или компот и уже тогда продать.
Ведь модернизация — это не только и не столько реконструкция и строительство ферм, закупка новой техники. Это в первую очередь забота о прибыли, расчет выгоды как для организации, так и для экономики страны в целом, стремление к эффективности, без которой любое, пусть даже самое инновационное и «навороченное» оборудование может принести лишь разочарование вместо ожидаемой пользы.
Юлия БОЛЬШАКОВА, «СГ»