Государство помогает банкам накапливать плохие долги
В конце 2013 года экономические власти Беларуси решили рефинансировать банковскую систему на 1,1% ВВП. Расходы на эту операцию были спрятаны в бюджетно-налоговой отчетности. Зачем это делается и к чему может привести?
Объемы рефинансирования банковской системы частично закреплены в указе № 576 «Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2013 год и внесении изменений в указ президента Республики Беларусь от 14 марта 2013 года № 126», который Александр Лукашенко подписал за три дня до конца прошлого года. Дополнительные 2,8 трлн. рублей правительство направило во второй декаде января 2014 года в виде вклада собственника в уставной фонд ОАО «Банк развития Республики Беларусь» для увеличения своей доли в нем.
Рефинансирование государственных банков в Беларуси происходит с завидной регулярностью. В частности, в 2005 году можно было наблюдать, как на эти цели ушло 1,1% ВВП, в 2006 году — 1,0% ВВП, в 2007 году — 0,6% ВВП, в 2008 году сумма увеличилась до 2,4% ВВП, в 2010 году произошло снижение до 1,3% ВВП, а в 2011 году мы увидели рекордные 5,3% ВВП.
Изначально вмешательство государства в работу финансового сектора было связано с фактической компенсацией убытков банков, а потом (в частности, в 2011 году) происходило с целью минимизации риска невыполнения банками нормативов достаточности капитала в связи с существенным ростом иностранных пассивов в результате девальвации в 2009 и 2011 годах.
При этом экономические власти частично превращаются в магов и шаманов, пытаясь скрыть расходы на рекапитализацию банков. В своем докладе от 21 февраля 2013 года Всемирный банк указал на тот факт, что рекапитализация банков осуществлялась за счет размещения государственных облигаций, а связанные с этим расходы отражались в бюджетно-налоговой отчетности как операции по финансированию (под чертой). Прошедший год не стал исключением в том, что касается применения не совсем изящной, но замысловатой схемы таких операций.
Через облигации к рефинансированию
Указом № 576 было установлено в течение трех последних дней 2013 года провести выпуск государственных долгосрочных облигаций в белорусских рублях, которые будут проданы ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и ОАО «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк». Причем «Банк развития» получает облигации на сумму 1 трлн. рублей с выплатой процентов в соответствии со ставкой рефинансирования, а «Белинвестбанк» получает беспроцентные облигации и на меньшую сумму — только 0,6 трлн. рублей.
Более выгодные условия продажи государственных облигаций «Банку развития» с большой вероятностью связаны со статусом данного учреждения в финансовой системе страны и его учредителями. По составу наблюдательного совета «Банк развития» также смотрится эффектнее: премьер Михаил Мясникович, министр экономики Николай Снопков, министр финансов Андрей Харковец и ряд других персон — это люди, имеющие возможность влиять на сумму и условия выделения любых средств из бюджета.
Используя долговой инструмент гособлигаций, Минфин изымает со счетов «Банка развития» и «Белинвестбанка» средства на 1,6 трлн. рублей, чтобы их потом вернуть обратно банкам. Указ № 576 четко дает понять, что Минфин должен внести в качестве денежного вклада в уставной фонд «Банка развития» 2,8 трлн. рублей (1 трлн. рублей, полученный от ранее описанной нами сделки по продаже гособлигаций, и 1,8 трлн. рублей из остатков средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития), в уставной фонд «Белинвестбанка» — те же 0,6 трлн. рублей, за которые он приобрел гособлигации.
Правительство могло провести процесс рефинансирования «Банка развития» и «Белинвестбанка» без применения таких относительно сложных схем.
Ведь, во-первых, уставные фонды можно было пополнить и с помощью обычных бухгалтерских операций, перенаправив полученную прибыль на увеличение уставного фонда. Во-вторых, использование гособлигаций в качестве инструмента рефинансирования повышает государственный внутренний долг, который на 1 декабря 2013 года и так составил 33,6 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 7,7 трлн. рублей, или на 29,9% (с учетом курсовых разниц).
При этом лимит внутреннего государственного долга, установленный законом о бюджете на 2014 год, составляет 50 трлн. рублей Хотя на 2013 год аналогичный показатель росчерком президентского пера и был увеличен в указе № 576 на 12 трлн. рублей, это не изменяет того положения, что последнее время правительство все чаще начало прибегать к разного рода долговым инструментам. Те же, в свою очередь, не улучшают финансовое положение страны.
Хотя если учесть, что долговые инструменты применяются между государством и государственными структурами, то любой долг может быть списан или взаимоучтен за какие-либо активы. Финансовые потери спишутся или покроются за счет новых налоговых поступлений или денежной эмиссии. Примером активного списания долгов в Беларуси является сельское хозяйство, которое несмотря на большой объем господдержки так и не может выйти на самоокупаемость.
Поэтому операции с гособлигациями между правительством, с одной стороны, и «Банком развития» с «Белинвестбанком», с другой, могут только сузить диапазон возможного увеличения внутреннего государственного долга. Хотя, как показывает пример указа № 576, увеличить лимит не так уж и сложно.
Щедрая рука Минфина также одарила подобным образом ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» (0,5 трлн. рублей) и ОАО «Белагропромбанк» (0,2 трлн. рублей). При этом никаких операций с гособлигациями не будет, деньги в очередной раз возьмут из остатков средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития.
Последствия коснутся всех
Как итог всех финансовых операций 2013 года по рекапитализации банковской системы можно отметить, что правительство вновь не удержалось от поддержки как убыточных банков, так и новообразований в финансовой системе страны.
Сумма этой поддержки исчисляется 6,9 трлн. рублей (без учета создания с помощью облигаций дополнительных средств на балансах банков), что эквивалентно примерно 1,1% оценочного значения ВВП в 2013 году.
Учитывая очередное вмешательство государства в финансовый сектор, в 2014 году стоит ожидать дальнейшего накопления банковским сектором плохих долгов из-за продолжения финансирования государственных программ.
Последствия такого финансирования будут ощущать обычные банки, для которых будут создаваться не лучшие условия хозяйствования на рынке: так называемые пруденциальные меры регулирования кредитования определенных проектов в той или иной валюте, ограничение доступа к операциям по поддержке ликвидности, проведение политики, направленной на сохранение высоких процентных ставок по привлекаемым ресурсам и снижение процентных ставок по выдаваемым и т.п.
В свою очередь, население должно быть готово покрывать частичные потери устоявшейся системы за счет ужесточения налогового законодательства, введения новых налогов и повышения компенсации стоимости определенных услуг и товаров, которые субсидируются государством. Все это необходимо для наполняемости государственного бюджета в 2014 году.
Антон БОЛТОЧКО