Антикризисный фонд: экономическая стабильность в Беларуси зависит от решимости властей
В конце минувшего года Совет Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ) принял решение отложить рассмотрение вопроса о выделении шестого транша (440 млн. долларов) кредита Беларуси. Принятое решение было продиктовано невыполнением белорусской стороной обязательств, взятых в рамках кредитной программы.
При каких условиях Беларусь сможет получить последний транш кредита? Насколько устойчива сегодня экономическая стабильность в Беларуси, на достижение которой направлена кредитная программа с Фондом? Какой курсовой политики следует придерживаться Беларуси в условиях нарастающего внешнего дефицита?
На эти и другие вопросы в интервью БелаПАН ответил СергейШаталов — заместитель председателя правления Евразийского банка развития, управляющего средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
Задание на первое полугодие
— Сергей Иванович, в конце декабря 2013 года Совет АКФ принял решение об отсрочке выделения шестого транша финансового кредита. Предполагается, что белорусская сторона согласует с управляющим фонда новое письмо о намерениях, от выполнения показателей которого и будет зависеть выделение шестого транша. Когда новое письмо о намерениях может быть готово?
— К уточнению показателей шестого транша команды заемщика и управляющего средствами АКФ приступили незамедлительно после принятия Советом Фонда решения об отсрочке выделения шестого транша.
В настоящее время наши коллеги из Минска, подготовив проект письма о намерениях на 2014 год, проводят согласование его параметров с вовлеченными министерствами и ведомствами. Мы надеемся, что согласование с нами начнется в самое ближайшее время, а в начале февраля новое письмо о намерениях будет готово к подписанию.
— На ваш взгляд, как управляющего фонда, какие ключевые показатели (обязательства) должны быть зафиксированы в новом письме о намерениях?
— Мы считаем, что все показатели 6-го транша должны быть сохранены, поскольку их выполнение будет способствовать устранению экономических диспропорций, вызывающих давление на международные резервы, валютный курс и цены. Важно выполнить не только контрольные показатели, но и индикативные. Невыполнение индикативных показателей ослабляет стабилизационный эффект контрольных показателей.
Например, повышение тарифов на ЖКХ (индикативный показатель) до предусмотренных программой уровней не только сократит субсидии из бюджета, повысит эффективность государственных расходов и будет способствовать сдерживанию внутреннего спроса, но также поможет белорусскому экспорту стать более конкурентоспособным за счет сокращения перекрестного субсидирования, бремя которого сейчас несут промышленные предприятия.
— Стабилизационная программа продлена до 1 июля, а дата доступности финансового кредита АКФ — до конца года. Вместе с тем, Совет фонда в конце декабря констатировал, что Беларусь не выполнила 10 показателей кредитной программы, и, видимо, довольно сложно будет выйти на их выполнение за полгода. Фонд, образно говоря, готов закрыть глаза на невыполнение отдельных параметров?
— Выполнить можно абсолютно все согласованные показатели, иначе мы бы не рекомендовали Совету фонда отложить выделение шестого транша.
Власти Беларуси неоднократно демонстрировали умение эффективно пользоваться инструментами экономической политики для сдерживания внутреннего спроса, однако эта политика была непоследовательной.
Немалую роль в деле выполнения показателей программы может сыграть приватизация. Но приватизация без жесткой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики и давно назревших структурных реформ, провозглашенных, но всё еще нереализованных властями, даст только временный положительный эффект. Именно поэтому она останется индикативным показателем. Корректировка ситуации требует определенного времени, но полугодие — это достаточный срок для выполнения всех показателей.
Причины роста внешнего дефицита Беларуси
— Сергей Иванович, ранее фонд выражал обеспокоенность высокими темпами кредитования в Беларуси. Вместе с тем, Нацбанк Беларуси в начале января заявил об ужесточении денежно-кредитной политики и ограничении темпов роста кредитования до 0,7% в месяц. Мало этого, к настоящему времени Нацбанк установил фактический запрет на выдачу валютных кредитов для внутренних расчетов. Как фонд относится к вышеперечисленным шагам?
— Власти и раньше устанавливали правильные ориентиры по ограничению кредитов экономике, однако эти ориентиры не выдерживались. Так, темпы роста кредитования экономики за 9 месяцев 2013 не должны были превысить 15%, но фактические темпы оказались значительно выше, превысив 22%.
По результатам оценки выполнения предыдущих траншей мы рекомендовали властям ограничить кредитование в валюте, поскольку именно этот тип кредитования был причиной невыполнения общего показателя по приросту кредитов экономике. Кроме того, значительный объём валютных кредитов предоставлялся секторам, не генерировавшим валютную выручку, что ещё больше увеличивало валютные риски на фоне расширения дефицита внешней торговли и сокращения международных резервов.
Ограничивать кредитование необходимо, но это надо делать через ограничение директивного и льготного кредитования, объемы которого продолжают оставаться чрезмерными, составляя не менее 40% кредитного портфеля банковской системы. Именно это кредитование значительно снижает эффективность традиционных инструментов денежно-кредитной политики, включая процентную ставку, в плане оптимизации объемов кредитования. Поэтому в настоящее время кредиты экономике таргетируются и являются контрольным показателем.
— На протяжении 2013 года в Беларуси наблюдалось нарастание отрицательного сальдо торгового баланса, дефицита счета текущих операций. Миссия Международного валютного фонда в этой связи рекомендовала в конце октября белорусским властям «обеспечить большую гибкость обменного курса». Какой курсовой политики, по вашему мнению, следует придерживаться денежным властям Беларуси в условиях нарастающего внешнего дефицита?
— Главной причиной нарастания дефицита внешней торговли в 2013 году является не степень гибкости курса, а чрезмерное расширение внутреннего спроса и отсутствие корректировочных мер политики в ответ на сокращение доходов от экспорта. Да, гибкость валютного курса позволит снизить негативное влияние внешних шоков, и рекомендация МВФ верна. Но рекомендации МВФ, также как и наши рекомендации, не всегда правильно объяснять в отрыве от других мер политики, в частности, рекомендаций о проведении жесткой денежно-кредитной политики и сбалансированной политики доходов, о чем постоянно говорит МВФ.
Более гибкий валютный курс в условиях кредитной экспансии и опережающего роста доходов над производительностью труда на фоне усиливших девальвационных ожиданий может привести к раскручиванию девальвационо-инфляционной спирали. Поэтому в настоящее время необходимо прежде всего ужесточить контроль над денежным предложением, который должен сочетаться с большей гибкостью валютного курса.
В среднесрочной перспективе надо переходить к политике таргетирования инфляции, причем процесс перехода надо начинать уже сейчас. Именно такой подход и такая последовательность в решении задачи по снижению внешнего дисбаланса позволит политике гибкого валютного курса эффективно защитить защищать белорусскую экономику от негативных внешних шоков и поддержать ее конкурентоспособность.
Инфляция должна быть не выше 7%
— Золотовалютные резервы Беларуси, несмотря на официальные планы по их увеличению в 2013 году, с мая 2013 года стали постоянно снижаться. Какие шаги вы рекомендуете предпринять для решения этой проблемы?
— Ответ очевиден — надо выполнить все условия шестого транша. Кроме того, необходимо продолжать стабилизационную политику, независимо от наличия в будущем программы АКФ, с тем, чтобы выйти на устойчивый уровень дефицита текущего счета, оцениваемый нами на уровне не более 4% ВВП, и уровень годовой инфляции, не превышающий 7% (фактический показатель за 2013 год. — 16,5%), и сопоставимый с уровнем стран-торговых партнеров Беларуси.
Достижению этих задач будет способствовать реализация Совместного плана действий Совмина и Национального банка по реформированию экономики, принятого 10 октября 2013 года, а также решительные структурные реформы, нацеленные на снижение роли государства в экономике.
— Российская сторона заявила, что Беларуси в течение 2014 года могут быть предоставлены кредитные ресурсы в размере 2 млрд. долларов. Часть этих средств (450 млн. долларов) в конце минувшего года в Беларусь уже поступила, и это позволило поддержать резервы страны. По данным посольства России в Беларуси, источники, из которых будет выделена оставшаяся часть суммы, пока не определены. Средства АКФ рассматриваются в качестве такого источника?
— Выполнение условий шестого транша обеспечит стране получение 440 млн. долларов. Сверх этой суммы страна может получить ресурсы в рамках новой программы АКФ. Но говорить о новом кредитном соглашении с АКФ можно будет только по результатам оценки шестого транша.
— Сергей Иванович, за годы работы с Беларусью у Антикризисного фонда ЕврАзЭС была возможность детально изучить экономические процессы в нашей стране. Как вы считаете, насколько устойчива сегодня макроэкономическая стабильность в Беларуси, которая была достигнута в том числе благодаря рекомендациям и ресурсной поддержке фонда?
— После кризиса 2011 года белорусские власти предприняли ряд решительных шагов по стабилизации. Но, к сожалению, уже с весны 2012 года власти стали отходить от стабилизационной направленности в проведении экономической политики, что сначала нашло отражение в невыполнении большинства индикативных показателей пятого транша, а затем десяти показателей шестого транша, включая пять контрольных.
В результате, по предварительным данным, мы можем констатировать ослабление внешних позиций страны в 2013 г по сравнению с 2012-м, выражающееся в росте дефицита внешнеторгового баланса до 2% ВВП по сравнению с профицитом в 4,7% ВВП, увеличении внешнего долга до 55,7% ВВП по сравнению с 53,1% ВВП, и сокращении международных резервов до 1,7 месяцев импорта по сравнению с 2 месяцами импорта в 2012 г. Кроме того, не выполнен показатель по инфляции, выросшей до 16,5% против 12%, запланированных властями.
Девальвационные ожидания, которые удалось существенно снизить в результате выхода на единый валютный курс в октябре 2011-го и проведения жесткой денежно-кредитной политики в первой половине 2012-го, снова усилились в 2013 году, особенно во второй половине истекшего года. Тем не менее, ситуация находится под контролем, и дальнейшее развитие событий зависит от решимости властей продолжать процесс стабилизации.
Справка БелаПАН Начало действующей программы Беларуси с Антикризисным фондом ЕврАзЭС было положено два с половиной года назад. 4 июня 2011 года Совет АКФ одобрил выделение Беларуси финансового кредита в объеме 3 млрд. долларов, средства направлялись на стабилизацию платежного баланса и повышение конкурентоспособности белорусской экономики. Предполагалось, что кредит будет выделяться шестью траншами в течение 2011-2013 гг. в соответствии с выполнением этапов кредитной программы белорусским правительством. Минфин Беларуси ожидал, что шестой транш кредита поступит в страну в ноябре 2013 г. Пятый транш кредита АКФ, напомним, Беларусь получила 30 апреля 2013 года. 27 декабря 2013 года на тринадцатом (заочном) заседании Совет АКФ принял решение отложить на полгода выделение Беларуси шестого транша кредита в связи с невыполнением белорусской стороной десяти показателей программы. |