Сколько денег от государства нужно АПК?
Только за две с половиной пятилетки в отрасль вложено более 50 миллиардов долларов США. Годовой внутренний валовой продукт страны! Поддержка очень весомая. Насколько эффективно используются средства, какую они дают и могли бы дать отдачу? Эти вопросы, на которые глава государства намерен в ближайшее время получить исчерпывающие ответы, требуют серьезного анализа.
В октябре прошлого года, давая согласие на назначение руководителей местных исполнительных органов, Президент предупредил: в ближайшее время эффективность хозяйствования в аграрной сфере будет подвергнута детальнейшему изучению, по аналогии со строительной отраслью. Для мониторинга ситуации уже подключена группа специалистов Комитета госконтроля, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, ученых. Предстоит ответить на вопросы, которые ни разу не стояли на повестке дня: вкладываемых государством в модернизацию сельского хозяйства денег достаточно или нет? Почему растет себестоимость сельхозпродукции, не снижается количество убыточных сельхозпредприятий, увеличивается их задолженность? Что нужно сделать, чтобы валютообразующая отрасль давала большую отдачу?
Получаемые в последнее время результаты наводят на серьезные размышления. Так, уже который год недосягаемой остается пятитысячекилограммовая продуктивность дойного стада республики. В минувшем году примерно на 20 процентов меньше по сравнению с предыдущим получено зерновых и зернобобовых в оприходованном весе, на три триллиона рублей сельхозпредприятия набрали авансов в счет поставок будущего молока. Сумма чистого убытка 48 убыточных сельхозпредприятий республики за январь—октябрь 2013 года составила более 513 миллиардов рублей и увеличилась в 9,2 раза.
Если же отминусовать господдержку, то количество убыточных хозяйств автоматически увеличивается до 800. Это примерно 53 процента общего их количества. Некоторые районы имеют отрицательную рентабельность продаж сельхозпродукции. В результате почти из 80 триллионов рублей общей задолженности АПК на кредиторскую приходится около половины. Организации сельского хозяйства на 1 ноября имели более четверти всей просроченной кредиторской задолженности.
Некоторые ждут списания долгов, ратуют за увеличение закупочных цен на сельхозпродукцию, в результате чего подорожают конечные продукты, что недопустимо. Как быть?
— Ситуация действительно требует безотлагательного глубокого и всестороннего анализа, — считает директор Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Александр Шпак. — Отрасль необходимо обязательно поддерживать, но и нужно получать большую отдачу. Наша земля, например, требует дополнительных вложений для поддержания плодородия. Мы все время ущемляли производителей сельхозпродукции ценовой политикой — закупочные цены на многие виды продукции у нас были ниже, чем в сопредельных государствах. В результате аграрии недополучали значительную часть доходов.
— Эту тему, видимо, надо было обсуждать несколько раньше, чтобы принимать оптимальные решения по дотации отрасли, — говорит генеральный директор агрокомбината «Дзержинский» Дзержинского района Иосиф Полочанин. — Прежде чем строить, например, ферму, в хозяйстве должны составить бизнес-план и защищать его не только в управленческих структурах, но и в банке, который выдаст кредит. Пусть там убедятся в реальности проекта. Мы, например, строим коровник на тысячу коров. Я уже сегодня знаю, сколько там буду получать молока, какое будет дойное стадо, сколько ему понадобится кормов и каких, и, исходя из всего этого, просчитываю варианты возврата денег. Их нужно считать в первую очередь, работать на экономику, а не на валовые показатели. К сожалению, в некоторых видах нашей деятельности экономика не на первом месте. А если бы она именно правила бал, то, возможно, принимались бы другие управленческие решения.
Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «СГ»