Стобазовой санкцией за разовую наглость

Источник материала:  
При этом нарушения установлены в 96 процентах случаев. Наиболее распространенные среди них — реализация продукции с истекшими сроками годности, несоблюдение ассортиментных перечней, отсутствие информации о производителях, дате изготовления, условиях и сроке хранения, несоблюдение порядка оформления ценников, отсутствие контрольных весов, несоблюдение режима работы.

Однако нарушение нарушению рознь. Одно дело, когда оно связано с невыполнением ассортиментного перечня, и совсем другое, если это реализация некачественных товаров, прежде всего продуктов с истекшим сроком хранения. Ведь здесь затрагивается здоровье тысяч людей. Например, в каждом третьем торговом объекте сети магазинов «Евроопт» из числа проверенных реализовывался просроченный товар. В каждом втором проверенном магазине сети «Рублевский» выявлены нарушения условий хранения продуктов. Кое-кто пытается объяснить подобные факты тем, что это частные магазины. А они, мол, ради прибыли способны на все. Но только ли частники грешат? В декабре 2013 года торговая инспекция провела внеплановые проверки на 29 торговых объектах птицефабрик Беларуси. Нарушения были выявлены в каждом магазине. В 25 из проверенных находился товар с истекшим сроком годности.

Напрашивается вопрос: почему магазины так смело и в таком количестве выставляют на витрины товар не первой свежести? Да потому, считает начальник управления оценки соответствия и лицензирования Государственного комитета по стандартизации Василий Королюк, что не боятся. При этом специалист предлагает обратиться к опыту стран Евросоюза. В Германии в 2011 году изменили закон о безопасности продукции. У них и ранее за некачественный товар был немаленький штраф — до 30 тысяч евро. А по новому нормативному акту стал 100 тысяч. Кроме того, там есть положения, что за неоднократные нарушения могут пожизненно лишить лицензии, навсегда запретить заниматься бизнесом. А у нас? Заплатил штрафную сумму, эквивалентную 100 евро, и дальше нарушай. Хоть 10, хоть 100 раз.

Поэтому наглость наших продавцов порой зашкаливает, особенно в небольших городах и поселках. Там нередко даже не скрывают, что продают просроченный товар. Особенно это характерно для магазинов-кулинарий. Если, допустим, несвежий пирожок или рыбу попросит интеллигентный с виду человек, ему вежливо посоветуют не покупать. Зато гражданину под хмельком, как ни в чем не бывало, этот же товар продадут. Можно не сомневаться, что продавцы так себя ведут, чувствуя безнаказанность.

Поэтому не помешает вспомнить, что лучшим воспитателем во всех сферах экономики является рубль. Да, санкции пробуют использовать. Но жизнь показывает их слабую эффективность, потому что штрафы невелики. Начальник управления контроля потребительского рынка — торговой инспекции Министерства торговли Валерьян Беспалый считает, что иногда магазину выгоднее заплатить за реализацию товаров с истекшими сроками годности штраф, чем списывать товар, стоимость которого существенно превышает размер штрафных санкций.

Чтобы переломить ситуацию, Министерство торговли обратилось в Верховный суд с просьбой рекомендовать судам при рассмотрении вопросов о привлечении к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверок, применять более существенные штрафные санкции, соизмеримые с характером нарушений, степенью вины нарушителей, а также тяжестью возможных последствий. Но даже такой подход может быть неэффективным, так как есть максимум штрафов, определенный законодательством. Поэтому остается единственный выход — поднять планку санкций. Если в магазине будут знать, что штраф, как в Евросоюзе, грозит огромными неприятностями, что придется выложить из собственного кармана заработок за месяц, а то и за квартал, тогда ни у кого не возникнет мыслей выставлять на витрину товар не первой свежести. Более того, даже качественный лишний раз проверят.

Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ»

←Председатель ЖСПК: "Я надеюсь, что вскоре ни ЖЭСов, ни ЖРЭО не будет!"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика