Для ИП Гомельской области рекомендовали утвердить приемлемую ставку единого налога. "Обдирание до последней рубашки - это не способ решения всех проблем..."

Источник материала:  
21.01.2014 13:18 — Новости Экономики

Депутатам Гомельской области рекомендовали утвердить приемлемую для ИП ставку единого налога, увеличив ее не более чем на 17-20%. Такое решение было принято на недавнем заседании рабочей группы при Гомельском облисполкоме, в состав которой входят чиновники и представители предпринимательских структур.

Принятие предложенной ставки можно будет расценивать как достижение компромисса, ведь изначально ее поднять планировалось на 45% по сравнению с прошлогодней.

О предшествовавшем диалоге с органами власти и других нюансах темы TUT.BY рассказал директор аналитического центра по проблемам предпринимателей при Союзе юридических лиц "Республиканская конфедерация предпринимательства" Анатолий Змитрович.

Он отметил, что сами особенности подходов к налогообложению ИП порождают немало вопросов. "Мы не единожды задавали их в переписке с различными ведомствами, указывая на невыполнение пункта 4.1 Директивы №4, где четко прописано "планомерно содействовать снижению налоговой нагрузки", - отметил Змитрович.

Если для предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, эта нагрузка действительно ежегодно снижалась, то для тех, кто платит подоходный налог, ставки, напротив, росли. "В прошлом году - на 45%. Хотя в ответе Минфина на одно из наших обращений было сказано, что увеличиваться они могут лишь на величину инфляции, которая в 2013-м составила 22%", - констатировал собеседник.

"Получается, что на плечи этой категории ИП выпала непосильная ноша донора по перераспределению налоговой нагрузки внутри различных категорий предпринимателей. Ведь если работающим по "упрощенке" снизили ставку налога до 3%, то как заполнить образовавшуюся недостачу в бюджете? Ответ, думаю, очевиден...",
- добавил он.

Кроме того, он обратил внимание на прошлогоднее увеличение на 60% арендной платы, а также ситуацию с сертификацией продукции легкой промышленности в рамках Таможенного союза, что коснулось подавляющего большинства ИП.

"Сумма всех налогов, уплаченных ИП-плательщиками единого налога, в зависимости от вида деятельности составляет 13-15% валовой выручки. Это самая высокая нагрузка на одного работающего среди всех субъектов хозяйствования в стране",
- подчеркнул Змитрович.

Вопрос увеличения ставки налога находится в компетенции местных советов. При этом, рассказал Змитрович, в письме за подписью заместителя министра экономики Дмитрия Голухова уточняется, что "при определении конкретных размеров ставок единого налога действующим законодательством предоставлено право руководствоваться не только сложившимся уровнем инфляции, но и иными критериями".

При этом что такое "иные критерии" - ни в одном из нормативных актов не разъясняется. "В прошлом году, например, в Гомельской области таким критерием являлось "нарушение предпринимателями кассовой дисциплины". Но это абсурд, и мы это доказали", - рассказал Змитрович.

Он добавил, что и на прошедшем заседании Минского горисполкома было принято решение увеличить ставку единого налога для ИП-плательщиков не более чем на 20%.

Представители предпринимательских кругов обращают внимание на то, что, по данным Белстата, потребительские цены за год выросли на 16,5%. Заметнее всего подорожало энергоснабжение - в 2,14 раза. Услуги дошкольных учреждений подорожали на 91,4%, перевозки железнодорожным транспортом межрегионального сообщения - на 83%. Среди непродовольственных товаров лидер - бензин (26,5%). А продовольственные товары подорожали за год на 13,4%, непродовольственные - на 7,6%.

"Здесь и зарыта собака. Почему ставки единого налога начисляются не по группам товаров, а в "общей массе"? Даже если в Гомельской области будет принято увеличение на предложенные 17-20%, это все равно довольно высокий показатель, который, к примеру, на обувь втрое превышает уровень инфляции. Местные власти (и исполнительная, и Советы депутатов) должны понять, что увеличение налоговой нагрузки, вопреки ожиданиям, не способствует наполнению казны. Скорее, даже наоборот. Бизнес либо уходит "в тень", либо мигрирует за пределы страны, либо вовсе ликвидируется",
- аргументировал Анатолий Змитрович.

Он подчеркнул, что в Налоговом кодексе прописан механизм изъятия сверхприбыли для тех предпринимателей, которые работают с высокой рентабельностью: "Это называется доплатой к единому налогу. Вот пусть и пользуются этим инструментом, так сказать, точечно, а не "накрывают" всех подряд".

"Огульное же увеличение ставки на 40-45% сильно бьет по всем предпринимателям, большинство которых работают в малом формате, имея очень малую выручку. Кроме того, напомню, в апреле примерно на 20% будет увеличена арендная плата, которая и так чересчур высокая",
- добавил он.

Собеседник призвал учесть и ряд других факторов, влияющих на деятельность ИП, ощутимо бьющих по их карману.В частности, в 2012-2013 годах произошло перераспределение финансовых потоков в пользу увеличивающих оборот интернет-магазинов. Не лучшим образом обстоят дела и у тех, кто торгует на рынках. По данным предпринимателей, отток покупателей в пользу крупных торговых центров составил до 40%. Реальная выручка "рыночных" ИП по разным регионам и в зависимости от вида реализуемых товаров снизилась на 10-14%.

"В числе "статей расходов", на которые тратит деньги население, те же растущие коммунальные платежи, а какие-то свободные средства люди предпочитают вкладывать в иностранную валюту. Проще говоря, понесли ли покупатели на 40% денег больше индивидуальным предпринимателям? Конечно, нет. Зачем же тогда устанавливать такую ставку?" -
задал Змитрович риторический вопрос.

"Еще один проблемный момент - это "закулисные игры", предпринимаемые с целью выравнивания налоговой нагрузки по регионам страны. Хотя действующим законодательством такого не предусмотрено и тут все зависит от принципиальной позиции депутатов областных Советов. Что же касается самих предпринимательских структур, они должны выработать единые подходы к защите интересов малого бизнеса. Нужно идти на заседания облисполкомов, сессии облсоветов и доводить реальное положение дел. Обдирание ипэшников до последней рубашки - это не способ решения всех проблем, и ни к чему хорошему такая тактика не приведет…"
- резюмировал собеседник.

←Объем инвестиций в основной капитал в Беларуси в 2013 году вырос более чем на 7%

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика