Клецкий бумеранг за неразборчивость в инвесторах
Председатель Солигорского межрайонного комитета государственного контроля Сергей Прохорчик, например, считает, что следует предъявить серьезные претензии двум новым владельцам сельхозпредприятий Клецкого района за неэффективную работу. ЧУП «Агрофирма «Орда» для реконструкции МТФ получило 753 миллиона рублей государственной поддержки, однако работы там практически не проводились. Клецкий райисполком в этой ситуации принял законное решение об увеличении своей доли в уставном фонде ЧУП «Агрофирма «Орда». Однако частное предприятие от этого отказалось и деньги не возвращало. Такое же положение сложилось и в ИП СЧУП «Налибоки-Неман». Сейчас, правда, под давлением местных властей оба хозяйства начинают понемногу деньги возвращать, но проблема не только в финансах.
В этих сельхозпредприятиях, как и в ряде других по всей стране, не только не наблюдается рост производства, но и виден его спад. Как в такой ситуации должно вести себя государство в целом и местные власти в частности? Председатель Клецкого райисполкома Геннадий Соловей считает, что надо вернуть хозяйства в коммунальную собственность. Конечно, не методом экспроприации, а законным способом, с соблюдением всех юридических и финансовых формальностей.
Но не будут ли такие действия противоречить инвестдоговору? Ни в коем разе, считает руководитель районной вертикали. Ведь именно его требования не выполняет новый владелец. Там есть положения о наращивании уровня производства. А в реальности надои молока, привесы животных, урожаи на полях уменьшаются. Значит, нужен иной, эффективный собственник.
Конечно, процесс возврата хозяйств в районное подчинение далеко не прост. В Минской области такое уже случалось в Узденском и Вилейском районах. Владельцы сельхозпредприятий согласие давали не сразу, приходилось долго убеждать, что ведение сельхозпроизводства им не по силам, что ради общего блага стоит вернуть собственность под коммунальную крышу.
Заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома Геннадий Шахлевич считает: проблема в том, что мы, образно говоря, знаем, как войти, но не знаем, как выйти. Более 10 лет назад разрабатывались нормативные акты по передаче неэффективных хозяйств предприятиям-инвесторам. Тогда, возможно, посчитали, что это навсегда. И не предусмотрели нормативов обратного процесса. Поэтому настало время на законодательном уровне разработать четкий механизм ответственности за невыполнение инвестдоговоров. Вторым шагом должна стать процедура изъятия неэффективно работающих сельхозпредприятий у их новых владельцев и передача в подчинение местным властям. С условием, что собственники получат причитающуюся им долю финансовых средств.
У этой проблемы есть еще один аспект. Коль мы предъявляем претензии частным и государственным промышленным предприятиям за неэффективность их сельхозфилиалов, то вправе это делать и в отношении плохо работающих районных унитарных сельхозпредприятий и акционерных обществ с преобладанием в них доли государства. Районные власти должны, с одной стороны, забирать под свое крыло те хозяйства, с которыми предприятия-инвесторы не справились. С другой — искать новых владельцев для неэффективно работающих предприятий коммунальной собственности. Этот процесс должен идти в обоих направлениях.
Не следует забывать и старый лозунг о кадрах, которые решают все. Если сельхозпредприятие неэффективно работает, необязательно сразу его продавать. Надо искать более инициативных менеджеров. Есть немало случаев, когда у хозяйства появлялся новый руководитель, и жизнь менялась там в лучшую сторону. Д а и прежде, чем продавать, надо бы спрогнозировать возможности инвестора...
Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ»