Хитрости интеграции по-белорусски

Источник материала:  
19.12.2013 10:30 — Новости Экономики

Пять интеграционных промышленных проектов, в рамках которых предполагалось создать белорусско-российские холдинги, реализуются ни шатко ни валко. Громко анонсированные в феврале, на протяжении года они практически заглохли. Виной тому, как считают эксперты БДГ, – политические трения между Москвой и Минском.


Во вторник, 17 декабря, первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко на заседании президиума Совета Министров рассказал о том, как идет реализация совместных с Россией интеграционных промышленных проектов. Это те самые проекты, о которых БДГ рассказывала еще в феврале. Тогда белорусское правительство рассчитывало объединить пять ключевых белорусских предприятий в холдинги с российскими финансово-промышленными группами. Вопрос создания таких СП российская сторона плотно увязывает с поставками в Беларусь дешевых энергоносителей.

Однако с белорусской стороны предполагалось, что белорусские промышленные гиганты за счет такого объединения получат российские инвестиции и гарантированный рынок сбыта, но при этом сами останутся в белорусской собственности. Проще говоря, наши чиновники рассчитывали банально перехитрить россиян.

И вот теперь Владимир Семашко рассказал, что из всего этого получилось. По его словам, холдинг МАЗ-КамАЗ может быть создан уже в первой половине 2014 года. В нынешнем виде проект предполагает создание холдинговой структуры путем передачи ей соответствующих пакетов акций обеих компаний (75% плюс одну акцию передаст МАЗ и 49,9% – КамАЗ).

В настоящее время компаниями подписан договор с консорциумом Chadbourne & Parke LLP и Sorainen на проведение юридической экспертизы возможности заключения и реализации договора доверительного управления акциями МАЗа и КамАЗа.

«Если решение об эффективности создаваемой структуры будет положительное, а для этого есть все предпосылки, то в ближайшее время планируется решить вопрос по уставным документам, – цитирует БелТА первого вице-премьера. – Я считаю, что у нас есть шансы в первом полугодии следующего года создать совместную структуру, которая условно пока называется «Росбелавто».

Среди преимуществ создания данного холдинга Семашко отметил, прежде всего, открытие рынка. «При создании холдинга МАЗ получит доступ к той большой сбытовой структуре, которая есть у КамАЗа», – сказал он.

Кроме того, на сегодняшний день номенклатурный ряд белорусской и российской компаний весьма похожи, за счет чего предприятия, по мнению первого вице-премьера, несут неоправданные расходы на работы по НИОКР и подготовку производства, что, соответственно, сказывается на себестоимости продукции. «При объединении усилий, проведении единой технической политики мы сэкономим большие деньги», – уверен Владимир Семашко.

Еще один плюс для белорусской стороны заключается в том, что объединение с российским КамАЗом позволит через «Росбелавто» задействовать «Автокомпоненты», что станет стимулом для развития отечественных предприятий. Вместе с тем первый вице-премьер видит и некоторые недостатки от слияния компаний. В частности, речь идет о возможном сокращении производственной компетенции ОАО «МАЗ».

Об остальных проектах – интеграции МЗКТ, ОАО «Пеленг», ОАО «Гродно Азот», – Владимир Семашко говорил намного меньше. По его словам, особый положительный эффект ожидается от реализации проекта белорусского ОАО «Интеграл» и российского ОАО «Росэлектроника». Преимущества проекта, по мнению первого вице-премьера, будут заключаться в том, что белорусское предприятие получит доступ на рынок спецтехники Российской Федерации, которая сегодня является основным рынком для «Интеграла». Кроме того, поставки продукции будут осуществляться напрямую без посредников, что позволит предприятию сэкономить средства.

Позднее пресс-служба белорусского правительства дополнила вице-премьера, сообщив: «Наиболее оптимальным назван вариант приобретения акций ОАО "Интеграл" через механизм финансирования совместных интеграционных проектов, планируемых для реализации на промышленной площадке белорусского предприятия. Этими проектами могут быть развитие производства кристаллов, развитие сборочного производства, расширение субмикронного производства».

А вот белорусское ОАО «Пеленг» поможет россиянам осваивать космос. «В ходе переговорного процесса о порядке и условиях реализации проекта по интеграции ОАО "Пеленг" в структуру Федерального космического агентства России проработаны различные возможные варианты сотрудничества. Завершить реализацию данного проекта планируется в 2014 году», – сообщила пресс-служба Совмина.

Что же касается инвестора для ОАО «Гродно Азот», то его будут выбирать, исходя из наличия у претендентов необходимых сырьевых ресурсов: «Основным сырьем для нового производства является природный газ, который в настоящее время импортируется из Российской Федерации. Соответственно, выбор инвестора будет осуществляться исходя из основного условия – наличие у инвестора сырьевого ресурса (природного газа) и возможности обеспечения в полном объеме ОАО "Гродно Азот", а также нового азотного комплекса».

По информации пресс-службы, в настоящее время прорабатываются перспективы сотрудничества с российской стороной в рамках реализация инвестиционного проекта «Строительство азотного комплекса» в ОАО «Гродно Азот». «В целях дальнейшей работы по проекту создана совместная рабочая группа. Предполагается создание совместного предприятия», – говорится в сообщении пресс-службы.

Если белорусские чиновники считают, что все идет более-менее хорошо, то российские эксперты придерживаются диаметрально противоположного мнения.

«На протяжении всего года мы только и слышали от Лукашенко, что он против слияния МАЗа и КамАЗа. Дескать, русские купят МАЗ и "задушат" его, чтобы избавиться от конкурента, – говорит преподаватель факультета экономики Высшей школы экономики (Москва) Вадим Семенович. – А теперь вице-премьер заявляет, что холдинг "РосБелавто" будет создан уже в первой половине следующего года. Простите, так кто у вас руководит страной? Или это мятеж первого вице-премьера против президента? Или просто неразбериха в высшем госуправлении?».

«Я буквально сегодня услышал, что Беларусь очень своеобразно "поделится" с Россией своим Минским заводом колесных тягачей, на машинах которого все российские ракеты возят, – говорит эксперт Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Сергей Романцев. – Правительство Беларуси просто проведет дополнительную эмиссию акций ОАО "МЗКТ", и их продаст российскому инвестору. А полученные средства направят на модернизацию и техническое переоснащение "МЗКТ". Да еще и средства из бюджета Союзного государства задействуют. Извините меня, но это слишком примитивная хитрость – профинансировать свое предприятие за счет российских компаний, но не поделиться собственностью».

«Переговоры о создании этих российско-белорусских промышленных альянсов в начале года вел вице-премьер Аркадий Дворкович. А уже в середине года белорусские спецслужбы хотели его арестовать – приглашали в Минск вместе с Баумгертнером, – напоминает обозреватель «Rambler Финансы» Виктор Абрамчук. – То есть между Минском и Москвой постоянно какие-то трения, постоянно заявления Лукашенко об угрозе суверенитету, которая исходит из Кремля. Отказ от единой валюты. И одновременно – просьбы новых кредитов, инвестиций, дешевого газа и нефти. По-моему, белорусской стороне надо как-то определиться: хочет она с Россией свою экономику объединять, или нет. Если нет – тогда все по-рыночному. А пока толучается ни то, ни это».

←В Москве рассмотрят изменения в техрегламент ТС на продукцию легпрома

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика