В Беларуси количество проверок контрольных и надзорных органов за 5 лет сократилось вдвое - КГК
Источник материала: БелТА
13.12.2013 18:32
—
Новости Экономики
13 декабря, Минск /Лилия Крапивина - БЕЛТА/. В Беларуси за последние пять лет количество проверок контрольных и надзорных органов сократилось почти в два раза. Об этом сообщила сегодня журналистам начальник отдела координации деятельности контролирующих (надзорных) органов главного аналитического управления Комитета государственного контроля Данута Рыжикова, передает корреспондент БЕЛТА.
"Следующий 2014 год будет пятым по счету со времени вступления в силу указа Президента Беларуси от 16 октября 2010 года №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". Это тот отправной рубеж, с момента которого мы начали составлять координационные планы, включающие проверки всех контролирующих и надзорных органов. За это время их количество сократилось почти вдвое", - отметила Данута Рыжикова.
Пятилетний срок проведения проверок по планам во многом является знаковым, подчеркнула представитель КГК. За это время проведен ряд серьезных ограничений в планировании контрольной и надзорной деятельности. Это и пятилетний мораторий на проверки субъектов хозяйствования, добросовестно исполняющих обязанности перед бюджетом и не имеющих нарушений законодательства, и запрет на назначение проверок чаще одного раза в пять лет для субъектов, отнесенных к низкой группе риска. Также ограничены проверки субъектов средней группы риска, если по результатам предыдущей проверки у них не было установлено нарушений. "С учетом этих ограничений, а также всех требований указа №510 мы и формировали наши планы контрольной (надзорной) деятельности на каждое полугодие", - сказала Данута Рыжикова.
И вот сейчас традиционно уже подготовлены новые координационные планы контрольной (надзорной) деятельности на первое полугодие 2014 года. Всего контролирующими и надзорными органами на первое полугодие запланировано 30 237 проверок, которыми будет охвачено 21 565 субъектов хозяйствования. Это на 16% меньше, чем в первом полугодии 2013 года.
Анализируя новые планы, Данута Рыжикова отметила, что на этот раз количество субъектов с высокой и средней группой риска в сравнении с аналогичным периодом 2013 года увеличилось, а с низкой группой уменьшилось. В частности, 63,4% субъектов хозяйствования включены в координационные планы на основании высокой группы риска. Средняя и низкая группа риска установлена соответственно в отношении 21,3% и 12,4% планируемых к проверке субъектов. На проверки в рамках ведомственного контроля приходится 2,9%.
При отнесении субъектов к высокой группе риска контролирующими органами, осуществляющими проверки финансово-хозяйственной деятельности, наиболее часто применялись такие критерии, как использованием или расходование бюджетных средств, государственного имущества или мер государственной поддержки. В эту группу риска попали те, кто имел два и более случаев в календарном году неуплаты, несвоевременной или неполной уплаты налогов. Сюда относятся и субъекты торговой посреднической деятельности, занимающиеся розничной торговлей вне магазинов, на рынках.
В рамках надзора основанием для отнесения к высокой группе риска чаще всего является деятельность, связанная с торговлей продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, общественным питанием. Сюда отнесены и деятельность учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования, детские дома, детские деревни (городки); эксплуатация помещений или зданий с повышенной взрывопожарной и пожарной опасностью; осуществление деятельности, связанной с изготовлением пищевых продуктов и вспомогательных компонентов, используемых при изготовлении пищевой продукции.
Улучшается качество планирования контрольной работы. Вместе с тем все-таки имеют место и недостатки контролирующих и надзорных органов при планировании проверок. "В этом году при формировании очередного координационного плана Комитет госконтроля установил более 300 надзорных проверок, несоответствующих требованиям законодательства, они, естественно, в координационные планы не включены", - отметила представитель КГК. В большинстве своем это были надзорные проверки в сферах, предусматривающих обязательное использование при планировании контрольных списков вопросов (чек-листов).
Отмечены и иные нарушения со стороны контролеров при планировании проверок, в том числе допущенные контролирующими органами, которые осуществляют ведомственный контроль. Всего за нарушения при формирования координационных планов и при их исполнении в текущем году по материалам КГК, привлечено к ответственности 58 должностных лиц. А в целом за нарушения при осуществлении контрольной и надзорной деятельности в 2013 году по инициативе Комитета госконтроля привлечено к дисциплинарной ответственности 550 работников контролирующих и надзорных органов.
Данута Рыжикова также напомнила, что не допускается включение в планы, размещенные на сайте КГК, новых субъектов предпринимательской деятельности. Вместе с тем законодательством предусмотрена возможность подключения к включенным в план поверкам других контролирующих (надзорных) органов при наличии у них оснований, прописанных в указе №510. Кроме того, в координационные планы допускается внесение изменений в части изменения срока проведения проверки, выхода проверяющего из состава соисполнителей, исключения проверки.
Срок проведения проверки, установленный в координационном плане, может быть изменен как по просьбе субъекта, так и по инициативе контролирующего (надзорного) органа в случае производственной необходимости. Проверяемый субъект в течение трех рабочих дней с момента получения уведомления о проведении плановой проверки имеет право подать заявление о переносе срока проверки с указанием причин, препятствующих ее проведению. Решение о переносе или об отказе в переносе срока проверки принимается контролирующим (надзорным) органом не позднее двух рабочих дней со дня получения такого заявления. Срок по инициативе проверяемого субъекта может быть перенесен только один раз.-0-
БЕЛТА о новостях в стране и мире
БелТА (оригинал новости)