В строительной отрасли Беларуси объявили диктатуру
Проблемы в экономике государство предпочитает решать не реформами, а путем ужесточения управленческих методов. Так было с деревообработкой, так, похоже, будет и со строительством. На совещании во вторник Александр Лукашенко призвал ввести в строительной отрасли диктатуру. Эксперты же считают, что государство начинает огород городить там, где путь к решению проблемы очевиден, хотя и непрост.
«С 1 января должна наступить диктатура в сфере строительства, — обратился Лукашенко к министру архитектуры и строительства Анатолию Черному. — Вы — диктатор, технология — диктатор, сроки и качество — диктатор. Не ждите больше никаких распоряжений. Смешно говорить: мы не имеем полномочий. И не надо. Если кто-то не делает так, как вы требуете, дайте ему письменное предписание. Вы ни с кем не ссорьтесь, прокурор потом даст ход всем материалам».
Как будут решаться накопившиеся проблемы отрасли?
Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович предлагает обязать строительные организации максимально использовать белорусские стройматериалы.
«Обяжем и в проектах, и при строительстве максимально использовать белорусские строительные материалы с контролем цен и соблюдением требований Единого экономического пространства», — сказал он.
По словам Мясниковича, доля импорта в объемах строительного монтажа составляет 15% без учета топливно-энергетических ресурсов.
Еще одна идея оздоровления отрасли прозвучала от председателя Комитета госконтроля Александра Якобсона, который говорил о коррупции.
КГК предлагает установить запрет на снятие индивидуальными предпринимателями со счетов в банках определенной суммы или ввести особый порядок налогообложения этих средств. КГК пришел к выводу, что отсутствие для ИП, в том числе оказывающих услуги в строительстве, каких-либо ограничений по снятию ими наличных денежных средств со счетов «без труда позволяет через ИП обналичивать средства и использовать их в неблаговидных целях».
По данным КГК, за 11 месяцев 2013 года в строительной отрасли органами финансовых расследований выявлено 103 преступления экономической направленности, 19 уголовных дел уже рассматриваются судами. По остальным выявленным фактам ведется предварительное расследование, под стражей находится восемь человек.
Если бы качество белорусских стройматериалов было лучше, чем зарубежных, то их бы использовали, отметил экономист Леонид Злотников в комментарии для Naviny.by.
«Не надо было бы и заставлять, — сказал он. — Если же к этой мере прибегают, значит, либо качество белорусской продукции хуже, либо цена выше».
Если цена-качество белорусских материалов существенно не изменятся, то в результате выполнения требования Мясниковича можно ожидать, что либо ухудшится качество возводимых объектов, либо увеличится их стоимость, а заплатит за всё потребитель.
Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц также не сомневается, что если строительные предприятия действительно начнут отказываться от импорта, это удорожит строительство и ухудшит его качество.
Белорусские стройматериалы попросту «не выдерживают конкуренции», отметил эксперт в комментарии для Naviny.by.
Георгий Гриц также обратил внимание на то, что значительная часть белорусской продукции производится на основе импортных комплектующих, например, в производстве окон доля импорта достигает 80%: «По определению невозможно заместить белорусской продукцией рынок стройматериалов на 100%, а значит, нужно определять какие-то критерии».
Эксперт считает, что предложение Мясниковича перейти в строительстве максимально на белорусские стройматериалы «из той же оперы», что и рекомендация Нацбанка пересмотреть подходы к предоставлению кредитов для приобретения товаров промежуточного импорта тем предприятиям, которые имеют сверхнормативные запасы готовой продукции, а также просроченную или пролонгированную дебиторскую задолженность по экспортно-импортным операциям.
«Все это показывает, что средств в стране не хватает», — сказал Георгий Гриц.
Возможно, отмечает Леонид Злотников, ситуация была бы несколько иная, если бы в Беларуси не сдерживался курс доллара: «В настоящее время курс доллара искусственно занижен, поэтому появляется высокая эффективность импорта. Это искажает экономические отношения и является неудачной политикой для решения назревших проблем. Не надо выворачивать наизнанку всю экономику».
Эксперт отметил, что «инвестиции в экономику повсеместно в нашей стране не дают результатов». В качестве примера он привел производство цемента, который вдруг оказался дорогим и для внутреннего, и для зарубежного потребителя:
«С начала года ввели равные тарифы на разные виды грузов для стран Таможенного союза, а наши чиновники рассчитывали на льготные тарифы перевозки цемента, которые были до этого года. Из-за неправильного планирования и экономического прогнозирования белорусский цемент в такой ситуации оказался неконкурентоспособным».
Леонид Злотников отмечает, что экономическая самостоятельность подразумевает свободу принятия решений — что производить, кому продавать при условии, что государство не вмешивается за исключением случаев, когда речь идет об исправлении провалов рынка, что неизбежно при любой системе.
То же можно сказать и о коррупции — «в любой стране есть соблазн откатов в этой сфере». Здесь возникает вопрос контроля: «Сошлюсь на труды российского академика Виктора Палтеровича, который отмечает, что если контроль за экономикой будет только со стороны государства, взятки неизбежны. Необходим контроль со стороны третьей силы — гражданского общества».
Для осуществления такого контроля необходимо, чтобы в парламенте были политические партии, чтобы проводилась независимая экспертиза: «Таким образом, чтобы снизить коррупцию, необходимо перестроить систему государственного управления. Однако при существующей институциональной системе управления государством борьба с коррупцией малоэффективна».
Чтобы на сто процентов обеспечить безопасность и чистоту бизнеса, «надо за каждым бизнесменом поставить милиционера», считает Георгий Гриц. Однако, по его словам, в таком случае затраты на обеспечение безопасности превысят потенциальные издержки от возможной угрозы.
Если мы будем слепо поддерживать национального производителя в пику зарубежному, нам это аукнется, уверен Георгий Гриц. Он напомнил, что в рамках ЕЭП есть специальное соглашение о добросовестной конкуренции:
«Не надо забывать, что Россия уже в ВТО, а Казахстан близок к этому. Обязательства стран по ВТО являются приоритетными, на этот счет есть специальное соглашение. Беларусь может продержаться в 2014-м, 2015 году, но в 2017-м такая политика окажется вне закона. Таким образом, меры эти можно внедрять, но надо понимать, что они противоречат мировым тенденциям».
По мнению зампреда Белорусской научно-промышленной ассоциации, ситуация в Беларуси сегодня такая: «Надо ночь простоять и день продержаться». Если мы будем «продавливать продукцию по принципу белорусская она или нет, тогда производитель будет исходить из того, что ее купят в любом случае, а значит, не станет прилагать значительных усилий, чтобы сделать ее конкурентоспособной».
И даже если мы продадим такой товар на нашем ограниченном внутреннем рынке, на экспорт он не пойдет. «Стимулы рыночной экономики потеряны. Получается, куда ни кинь, везде клин. Да, мы решаем проблему сегодняшнего дня — дефицита валюты. Но что будет, когда закончится этот непродолжительный период?», — задается вопросом эксперт.
Елена СПАСЮК