МЗКТ не продается – деньги найдут в другом месте

Источник материала:  
09.12.2013 07:24 — Новости Экономики

Маятник МЗКТ в очередной раз качнулся в противоположную сторону. Александр Лукашенко выступил против продажи Минского завода колесных тягачей иностранному инвестору и призвал еще раз подумать. Однако сегодня ситуация складывается так, что Беларусь могут просто принудить отдать завод. Ведь, напомним, до сих пор не подписан нефтяной баланс на 2014 год, и Россия может обставить его подписание любыми условиями.


В пятницу в Минске белорусский президент, награждая авторский коллектив МЗКТ, который стал лауреатом госпремии в области науки и технологий, прямо заявил (говоря о продаже завода инвесторам): «Я, конечно, категорически против этого. Мы очень многое сделали для этого завода, и я хотел бы, чтобы он процветал. Меня удивляет то рвение, с которым сегодня, не знаю завод или правительство, хотят его продать».

Как обычно в таких ситуациях, Лукашенко призвал тщательно взвесить все «за» и «против» продажи этого предприятия. «Но встает вопрос: вы не отстанете от мировых тенденций (при отказе продавать), не обойдут ли нас те, кто возит на этих шасси ядерные боеголовки и другие заряды? – сказал Лукашенко. – Я имею в виду Россию, Китай, где ваша продукция (МЗКТ) пользуется спросом. Если не отстанем, тогда не надо продавать. Мы должны торговать этим товаром, который вы создаете, и, видно, неплохо по качеству работают».

Как водится, президент под понятием «продавать» имеет в виду сразу все – от продажи части акций напрямую стороннему инвестору до создания промышленного альянса с заинтересованным российским концерном.

Напомним, что с начала нынешнего года тема продажи МЗКТ россиянам обсуждалась множество раз – хоть тушкой, хоть чучелом. То есть хоть в форме продажи пакета акций, хоть в виде создания какого-либо промышленного альянса.

Впервые о том, что государство может приватизировать ОАО «Минский завод колесных тягачей», первый вице-премьер Владимир Семашко заговорил намного больше года назад, в марте 2012-го. Произошло это после того, как 23 декабря 2011-го вице-премьером РФ стал Дмитрий Рогозин, ответственный за российский ВПК.

В начале апреля уже нынешнего года сразу несколько российских СМИ объявили о том, что правительства России и Беларуси обсуждают детали сделки о продаже российской стороне контрольного пакета акций ОАО «Минский завод колесных тягачей». Газета «Известия» напомнила, что принципиальное решение было достигнуто в марте на встрече вице-премьера правительства России Аркадия Дворковича и первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко.

Позднее решение о создании белорусско-российского холдинга с участием МЗКТ было утверждено на уровне премьер-министров и президентов двух стран. При этом, однако, стороны сделки описывали ее совершенно по-разному. В правительстве Беларуси упорно твердили о «создании транснациональной компании с российскими производителями» – дескать, это «позволит активнее осваивать новые рынки». То есть вроде как ничего и не отдаем – просто укрупняемся во имя совместного покорения мира.

В Москве же, однако, называли вещи своими именами и прямо говорили о «продаже» контрольного пакета МЗКТ крупному российскому бизнесу, представляющему государственные интересы.

«Известия» даже привели такие подробности – дескать, Беларусь не хочет продавать МЗКТ ни КамАЗу, ни «Уралвагонзаводу», как того хочет российская сторона, поскольку эти российские заводы производят аналогичную продукцию. А значит, ни КамАЗу, ни «Уралвагонзаводу», по логике белорусских чиновников, не будет выгодно развивать минского конкурента.

В качестве предпочтительных покупателей МЗКТ Минск видел такие российские предприятия, как «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», «НПО «Сплав», «НПК «Конструкторское бюро машиностроения» и ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники». То есть те, которые занимаются военными ракетами. Такой подход в белорусском правительстве мотивируют тем, что МЗКТ давно сотрудничает с этими предприятиями, поставляя им свою продукцию, а, значит, новый собственник будет участвовать в развитии и модернизации минского завода.

Да, Беларусь при такой сделке потеряла бы контроль над МЗКТ. Но само производство осталось в стране, работало бы, платило налоги и зарплату, обеспечивало заказами многочисленных субподрядчиков. А все может (до сих пор) сложиться иначе – МЗКТ попросту обанкротся из-за отсутствия заказов, если в России решат не покупать белорусский завод, а инвестировать в развитие собственных аналогичных производств. А такие проекты имеются, причем сразу несколько.

Но вот другая сторона вопроса. Весь этот год белорусские переговорщики пытаются подписать нефтяной баланс с российскими партнерами. Эта тема обсуждалась много раз в течение года, и Минску всякий раз обещали, что баланс будет скоро подписан. Но этого так и не произошло, и теперь высшие белорусские чиновники снова едут в Москву – договариваться.

Как официально заявил куратор белорусского ТЭК Владимир Семашко, белорусская сторона сняла прежние две претензии россиян: невыполнение обязательств по поставкам топлива в РФ и давальческая схема задействования белорусских НПЗ в пропорции 50/50 с российскими компаниями.

Но ясно, что причина неподписания годового баланса – не в этих претензиях. Впервые еще в начале 2013 года Москва негласно увязала поставки нефти в Беларусь с реализацией совместных проектов по интеграции промышленных активов.

И по сегодняшний день речь идет о все тех же пяти интеграционных проектах: «Гродно Азот» обсуждает проект сотрудничества с «Газпромом» и «ЕвроХимом», «Пеленг» – с «Роскосмосом», «Интеграл» – с «Росэлектроникой», МАЗ с КАМАЗом, МЗКТ – с госкорпорацией «Ростехнологии». «Момент истины – это создание холдинговых структур. Возможно, продажа пакета акций – контрольного или блок-пакета», – это, кстати, цитата лично Семашко.

В этом году (пока) Россия сильно не давила на нефтяную «мозоль» – по крайней мере, в первые три квартала, несмотря на отсутствие прогресса в слиянии активов, белорусской стороне удавалось корректировать нефтяной баланс в лучшую для себя сторону. Но после калийного скандала поставки начали сокращаться, что губительно для белоруссского бюджета. А тут еще и отсутствие прогресса в вопросе слияния в холдинг МАЗа и КАМАЗа сильно портит общее впечатление.

Но Беларуси нужно получить из России в следующем году от 23 до 24 млн тонн нефти. А переговоры где были в начале года, там и остаются. Так что нельзя исключать и того, что в самое ближайшее время высочайшее мнение относительно продажи МЗКТ вновь радикально переменится. 

Справка БДГ

Пока ОАО «МЗКТ» остается государственным предприятием и находится в подчинении Государственного военно-промышленного комитета РБ. Сейчас МЗКТ производит:

- автомобили-самосвалы с колесной формулой 6х6, 8х4, 8х8 дорожного и внедорожного типа грузоподъемностью до 27 тонн;

- седельные и балластные тягачи, автопоезда грузоподъемностью 40-100 тонн;

- специальные автомобильные шасси под монтаж кранового и другого подъемного оборудования грузоподъемностью до 100 тонн;

- шасси с колесной формулой 6х6, 8х8,10х10 и 12х12 под монтаж специального оборудования для сервиса, капитального ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин;

- шасси дорожного и внедорожного габарита с колесной формулой 4х4, 6х4, 8х8, 12х12 под монтаж специального (военного) оборудования;

- прицепы и полуприцепы грузоподъемностью от 15 тонн до 100 тонн;

- запасные части к выпускаемой технике.

История ОАО «МЗКТ» началась 23 июля 1954 года. Тогда на Минском автозаводе было создано специальное конструкторское бюро № 1 по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним. В 1956 году был собран первый опытный образец артиллерийского тягача МАЗ-535, а в 1959-м МАЗу поручили разработку и производство многоосных автомобильных шасси для первого в стране оперативно-тактического ракетного комплекса «Темп-С».

В 1971-79 годах были построены новые корпуса завода. Все цехи производства были оснащены новейшим спецоборудованием, в том числе станками с ЧПУ, стендами для испытания узлов и контрольно-измерительными приборами.

До конца 1980-х основная продукция МЗКТ – шасси и тягачи для нужд Министерства обороны СССР. «Второй расцвет» МЗКТ был связан с бурным развитием Западно-Сибирского и Прикаспийского нефтегазовых комплексов. Технические характеристики минских машин, их повышенная грузоподъемность и высокая проходимость пригодились транспортникам и строителям нефтегазопроводов. На базе шасси МАЗ-543 выпускались бортовые тягачи и прицепы для перевозки гусеничной техники и других грузов, самосвалы, трубовозы, пожарные машины, тяжелые автопоезда.

7 февраля 1991 года приказом гендиректора ПО «БелавтоМАЗ» был образован и выведен из состава МАЗа Минский завод колесных тягачей. В 1992 году на заводе разработали и приняли программу по освоению производства новых специализированных автомобилей, автопоездов и шасси широкого назначения.

Были разработаны и поставлены на производство новые модели автотехники: дорожные и внедорожные грузовики, самосвалы, специализированные автомобили, автопоезда различного назначения и прицепная техника к ним, а также специализированные колесные шасси под монтаж разнообразного гражданского и военного оборудования. Новое поколение машин МЗКТ получило товарный знак «Волат».

←Европа стала ближе. Мнение дизайнеров об интерьерах столичных квартир

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика