В планы России "строительство Эмиратов" в Беларуси пока не входит
Правительство России на заседании в четверг, 5 декабря рассмотрит вопрос о продлении на 2014 год действующего режима уплаты Беларусью вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, говорится в материалах к заседанию кабинета министров. Данные намерения фактически ставят крест на желании руководства Беларуси, которое питало надежды получить дополнительный доход в размере 4 млрд долларов.
По информации агентства Прайм, к подписанию планируется межправительственный протокол о продлении действия соглашения от декабря 2010 года о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин при вывозе с территории Беларуси за пределы Таможенного союза нефти и отдельных категорий товаров, произведенных из нее.
Беларусь получает в рамках Таможенного союза из России нефть без пошлины, но перечисляет в российский бюджет вывозную пошлину за нефтепродукты, произведенные из этой нефти. Проект протокола предусматривает продление действия соглашения на 2014 год, говорится в материалах. "В соответствии со статьей 17 соглашение прекращает действие одновременно со вступлением в силу соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке уплаты вывозных таможенных пошлин. В настоящее время такое соглашение не разработано, в связи с этим возникла необходимость пролонгации действующего соглашения", - поясняется в материалах.
Александр Лукашенко ранее выражал надежду, что все изъятия и ограничения в рамках Таможенного союза будут сняты с 1 января 2014 года. "На какой-то процент нефти сняли таможенные пошлины, а за остальные - отдайте нам в бюджет. Мы перечисляем в бюджет России за нефтепродукты, вывезенные на Запад, 4 миллиарда долларов. А если бы они остались в стране? Я бы построил здесь Эмираты", - сказал Лукашенко 11 октября на пресс-конференции для российских региональных СМИ. По его словам, президент РФ Владимир Путин обещал ему пойти на уступки уже со следующего года. "Путин обещал, что с 1 января 2014 года устраняем все изъятия [в торговле]. В противном случае мы в Таможенный союз никого не затянем", - заявил белорусский лидер.
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов 25 октября говорил, что России готова перейти на торговлю нефтью и нефтепродуктами с Беларусью без экспортных пошлин с 2015 года, если Минск снимет все изъятия в торговле с Москвой в рамках Таможенного союза.
Впрочем, данный вопрос в нефтяной сфере не единственный, который до сих пор не согласован властями Беларуси и России на 2014 год. Стороны не подписали годовой баланс по поставке нефти на следующий год. Сейчас Беларусь импортирует российскую нефть, исходя из квартальных контрактов. В этом году Беларусь планировала импортировать из России 23 млн тонн нефти, но, скорее всего, получить не более 20,7 млн т. 23 млн т Минск рассчитывает купить в 2014 году.
28 ноября данный вопрос в Москве обсуждали первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко и вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Однако к консенсусу они не пришли и договорились продолжить переговоры в декабре.
Кроме того, Семашко и Дворкович обсудили ход реализации совместных интеграционных проектов. Наиболее активным отмечено взаимодействие между ОАО "Росэлектроника" и ОАО "Интеграл", а также российской госкомпании "Ростех" и ОАО "МЗКТ".
По имеющейся информации, Россия хочет получить гарантии реализации пяти интеграционных проектов при подписании баланса по поставкам нефти в Беларусь в 2014 году. Напомним, что среди других интеграционных проектов значится сотрудничество "Гродно Азота" с "Газпромом" и "Еврохимом", "Пеленга" - с "Роскосмосом", МАЗа - с КАМАЗом.
Однако их реализация затормозилась.
4 декабря премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович и госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота на встрече в белорусском правительстве обсуждали повестку дня предстоящего в Москве 13 декабря заседания Совета Министров Союзного государства. Одна из тем - реализация белорусско-российских проектов. "По проектам, которые касаются электроники, микроэлектроники, а это два предприятия с российской стороны и два - с белорусской, все движется достаточно успешно и динамично. Что касается вопросов автомобильной промышленности и других, там тоже есть движение, но не такое быстрое, как хотелось бы. Поэтому мы говорили о том, что нужно сделать, чтобы ускорить решение этих вопросов и в целом определиться по поводу реализации таких проектов", - рассказал Рапота журналистам по итогам встречи.