"Работы прибавилось, а зарплата - не особо". Многие чиновники оказались не в восторге от сокращения госаппарата
Судьбоносный для чиновников указ № 168 о сокращении численности сотрудников госорганов Александр Лукашенко подписал 12 апреля. Согласно требованию главы государства, до 1 июля необходимо было сократить 25% госаппарата.
Заместитель министра финансов Максим Ермолович на недавней встрече с депутатами сказал, что сокращение госаппарата на 25% позволило без увеличения расходов бюджета на выплату заработной платы повысить ее чиновникам более чем на 30% по сравнению с прошлым годом. "Кроме повышения заработной платы мы еще и увеличили соотношение между заработной платой занятых по низшим классам государственной службы и занятых по высшим классам государственной службы", - добавил он. По словам Ермоловича, оптимизация численности бюджетников коснулась в том числе армии и милиции. "В бюджете более 1 млн человек, и такой бюджет мы не вытянем, поэтому оптимизация объективно необходима. Она уже идет. Армия и милиция входят в эту оптимизацию", - сказал он.
А как это происходило на местах?
В Министерстве экономики подлежало сокращению 64 штатные единицы. Примерно половину из них составили вакансии. Из числа подлежавших сокращению работников 9 человек было трудоустроено в системе министерства. При этом все сокращаемые имели выбор примерно из 40 вакансий в министерстве или его подчиненных организациях, рассказал представитель Минэкономики. "Однако данные вакантные места не всегда совпадали по направлению, квалификации, характеру и условиям работы с желаниями и возможностями сокращаемых сотрудников. Таким образом, в порядке сокращения уволилось 25 человек", - сказал он и уверил, что у него "зарплата поднялась за последнее время где-то процентов на 30".
Стоит отметить, что, несмотря на оптимизацию численности сотрудников, в Минэкономики сохранились вакантные места. Недавно, например, начальника главного управления макроэкономического анализа и прогнозирования заманивали на зарплату в 11 млн рублей.
В Минфине говорят, что "оптимизация штата произошла еще летом, как то и требовалось". При этом пресс-секретарь Минфина Ирина Комар отказалась сказать, как изменилась ее зарплата и ее коллег в результате этих преобразований.
Согласно постановлению правительства, наибольшее сокращение численности работников должны были провести концерны "Белгоспищепром" и "Белнефтехим" - урезание штата должно было составить не менее чем 27%. Пресс-секретарь "Белнефтехима" Марина Костюченко говорит, что "концерн выполнил указ президента". Однако она отказалась комментировать уровень зарплаты, которая "формируется не как у госслужащих, а исходя из деятельности подведомственных предприятий".
Еще летом председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова отрапортовала Александру Лукашенко о работе по оптимизации численности госслужащих. В структуре Нацбанка сокращение составило 26%. "Что касается нового состава правления Нацбанка, то мы приняли правильное решение, омолодив его", - отметила Ермакова. Несколько сотрудников главного банка страны уверяют, что произошла очень хитрая оптимизация. "Сократили некоторые руководящие должности, перевели людей на новые, нижестоящие. Относительно новой должности зарплата может и увеличились на 30%, но относительно старой должности, то есть фактической реальной зарплаты, увеличилась на 10-15%. При этом работы стало больше", - рассказал один из них.
Несколько источников в госорганах, пожелавшие остаться анонимными и не захотевшие назвать даже место своей работы, уверяют, что "работы прибавилось, а зарплата - не особо". "У нас людей сократили, но работа же должна выполняться! Ее перераспределили на тех, кто остался работать. Зарплата была 5,3 млн рублей, сейчас стала 5,8 млн. Но это далеко не 30%. Индексация, и не более того. Говорят, что руководству хорошо подняли зарплату", - сказал один из собеседников. Его коллега говорит, что "каждому человеку, идущему под сокращение, предлагались вакантные должности, которые сейчас есть в исполкоме, в других госструктурах. Но далеко не все были этими предложениями заинтересованы. Люди хотят двигаться вверх, а не вниз". "Если вы полагаете, что у нас тут хлебные места, то глубоко ошибаетесь. Зарплата у нас невысокая, а ответственность - ого-ого! Коммерсантов и то меньше проверяют, чем нас! Поэтому и не надо никакого сокращения проводить, народ сам уходит. Люди же не глупые", - более эмоционально рассказала еще одна чиновница.
В Гродненской области численность госслужащих сократилась почти на 580 человек. Так, численность сотрудников облисполкома стала меньше на 180 человек - до 432 работников; в гор- и райисполкомах области - на 399 меньше - до 2500 человек. Оптимизирован ряд отделов и управлений в исполнительных комитетах. Так, соединены в одно управления идеологической работы, культуры, отдел по делам молодежи и отдел по делам религий и национальностей облисполкома. Реорганизованы отделы энергетики и топлива, а также транспорта (они вошли в состав комитета экономики и комитета по архитектуре и строительству).
В результате оптимизации системы государственных органов в исполкомах Брестчины была сокращена 591 штатная единица. Из этого числа 180 приходится на долю Брестского облисполкома и его структурных подразделений.
В Гомельском облисполкоме говорят, что аппарат сократили на 25-30%, как и требовал глава государства. Рост зарплат даже в процентном выражении отказались обсуждать. Вместе с тем несколько сотрудников признались, что зарплата повысилась на 12-14%.
Количество госслужащих в Могилевской области сократилось с 3664 до 3000 человек. При этом, как рассказали в Могилевском облисполкоме, "у всех зарплата повысилась по-разному". Так, например, замначальника одного из управлений сказал, что "на 30% у него зарплата не увеличилась".
Во многих гор- и райисполкомах были объединены отделы спорта и образования. Однако это решение вызвало резкую критику со стороны спортивной общественности, и сейчас рассматривается вопрос, чтобы все развернуть обратно.
"Сократить-то сократили, но вот з/п - no comments", - написал в ответ на вопрос об оптимизации госаппарата высокопоставленный чиновник.
Представитель одного из райисполкомов в Минской области рассказал, что "как такового серьезного сокращения не было". "Были вакансии, были возрастные работники, которые собирались уходить на пенсию. Вот и вся оптимизация, собственно. Пару человек мы перевели в другие госструктуры. Несколько молодых людей уехали в Минск. При этом нагрузка увеличилась, естественно. Зарплаты, можно сказать, не повысились", - сказал он. "Процентов на десять, может, больше стало", - добавил собеседник.
Наиболее сложно было получить информацию о кадровых преобразованиях в силовых ведомствах. Там лишь уверили, что "оптимизация штата завершена". Так, например, было упразднено управление внутренних дел на транспорте, его функции и численность переданы главному управлению внутренних дел Мингорисполкома и управлениям внутренних дел облисполкомов. Около года назад Александр Лукашенко поручил госсекретариату Совета безопасности обеспечить жесткий контроль за реформированием МВД. При этом он пообещал, что "ни одной копейки мы от сокращения не заберем у вас". "Наоборот, это останется в МВД для решения ваших задач, и прежде всего - денежного довольствия и жилья", - добавил он.
Часть сотрудников госорганов сокращены не были, но утратили статус госслужащего. Это стало одной из причин того, что летом уволилось все руководство Национального центра интеллектуальной собственности, а оставшиеся сотрудники в знак протеста на сайте НЦИСа разметили открытое обращение на сей счет. Такое публичное негодование вышестоящий Госкомитет по науке и технологиям вскоре пресек на корню. В настоящее время вакансий в центре стало меньше, и "ворошить прошлое" там отказались.
Представитель одного из министерств обратил внимание, что "Ермолович грамотно все сказал, что зарплата увеличилась. Но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А все думали, что она вырастет в этом году после сокращения людей на 30%, что было логично".
Его слова подтверждают и официальные данные Белстата, согласно которым номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в органах госуправления в сентябре составила 6,35 млн рублей, за январь-сентябрь текущего года - 5,58 млн рублей. По сравнению с 9 месяцами прошлого года реальная зарплата увеличилась на 27,5%, с начала года рост составил 11%.
Ранее Белстат сообщал информацию о зарплатах госслужащих в разрезе министерств и ведомств. С недавних пор эту информацию засекретили. В Белстате сказали, что в публичном доступе этой информации не было никогда.