Молочная стагнация
Найти одну из тысячи
Председатель СПК «Городея» Несвижского района Николай Соловей сравнивает хорошую корову с дорогой машиной. Он говорит, что иметь и то и другое — только половина успеха. Машине нужны еще хорошая дорога, качественное топливо, умный водитель и много еще чего. Такой подход должен быть и к корове, чтобы работать с ней успешно. Поэтому хозяйство наладило сотрудничество с учеными в вопросах селекции. Например, здесь стремятся к тому, чтобы коровы были выше ростом, что с пропорциональным увеличением веса будет способствовать прибавлению надоев. С этой целью подбирается соответствующий генетический материал отцов будущего потомства, в которое хотят заложить требуемые параметры. Кроме того, ученые помогают хозяйству разрабатывать рационы для высокопродуктивных коров и обучают животноводов методам ухода за ними.
Председатель СПК добрым словом отзывается о начальнике биотехнологического селекционного центра НПЦ НАН по животноводству, эксперте в области селекции молочного скота Иване Коронце, который внедряет здесь последние достижения науки, причем применительно к условиям кооператива. В том, что хозяйство получает за год от коровы более 8200 килограммов молока, заслуга и ученых. Здесь есть животные, которые даже в первую лактацию дают по 45—50 килограммов молока ежедневно. У 180 голов годовая продуктивность превышает 10 тонн.
— Хотя в хозяйстве тысяча коров, — говорит Иван Коронец, — мы стремимся, как бы ни было сложно, учитывать особенности каждой. Стараемся подбирать генетический материал быков-производителей, наиболее подходящий для конкретных коров с целью получения потомства с желаемыми параметрами.
Ученые считают, что проблему роста надоев можно решить и за счет пересадки эмбрионов от высокопродуктивных коров животным с потенциально меньшей лактацией. Разработана и методика такой трансплантации. Она успешно реализуется в КСУП «Племенной завод Красная Звезда» Клецкого района. Здесь с помощью ученых пересаживают телкам эмбрионы от коров с надоями 10 тонн молока за год и выше. В результате они вынашивают потомство с большим генетическим потенциалом.
— Если затем рождается телочка, — говорит заместитель директора хозяйства Николай Горбач, — она остается у нас для улучшения состояния стада, если бычок — отправляем на племпредприятие, чтобы в дальнейшем использовать его положительные качества.
Ниже соматика — больше «экстры»
Сейчас по всей стране, особенно на новых фермах, стремятся максимальное количество молока продавать сортом «экстра». Это дает дополнительные доходы практически при тех же затратах. Но, как показывает жизнь, соблюдения санитарных норм нередко недостаточно, чтобы иметь такое молоко. В первую очередь это касается такого показателя, как содержание соматических клеток в нем. Это происходит при воспалительном процессе в молочной железе, хотя по этому показателю можно судить в целом об уровне ведения молочного скотоводства.
С такой проблемой столкнулись на новом молочно-товарном комплексе филиала «Гольчицы» ОАО «Слуцкий агросервис». На помощь пришли ученые.
— Я предложил изменить режим доения, — говорит ведущий научный сотрудник НПЦ НАН по животноводству Николай Песоцкий. — Автоматически он установлен на 100 граммов в минуту. Это очень низкий поток молока. В результате из-за сильного воздействия вакуума на соски вымени ему наносятся микротравмы, что и проводит к росту соматических клеток. Поэтому начали постепенно менять режим и через три недели увеличили его в три раза. Воздействие на соски ослабло, и соматика пришла в норму.
Похожие проблемы встречаются на большинстве молочных ферм страны. Однако единого решения этой проблемы для всех ферм не может быть. Для одной фермы будет целесообразно увеличивать кратность доения, но уменьшать время одной дойки, для другой фермы, наоборот, уменьшить кратность доения. Часто соматические клетки снижаются при уменьшении времени автоматического стимулирования вымени или при полном отключении этой опции.
— Вообще, использование массажа — операция ненужная, — говорит Николай Песоцкий. — От нее на Западе уже отказались, а мы по инерции используем. От этого больше вреда, чем пользы.
Ученые в последнее время взялись и за эргономику на тех фермах, где решают различные проблемы. Это наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда для наиболее безопасного и эффективного труда, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма. Операторов машинного доения стали обучать правильным движениям. Ведь теперь они обслуживают не десятки коров, как раньше, а сотни. Если совершать лишнее перемещение рук и ног, то к концу смены человек устанет, производительность труда упадет. Николай Песоцкий также рекомендует, чтобы на больших комплексах этой работой занимались мужчины, а не женщины. Мировая практика также свидетельствует о том, что эта профессия все чаще становится уделом сильного пола.
Мелкий жемчуг…
В стране есть хозяйства, где надои молока от коровы значительно выше, чем в среднем по Беларуси. Их руководство, специалисты и простые животноводы хотели бы поднимать продуктивность коров, но это с каждым годом становится все тяжелее.
Например, СПК «Колхоз «Родина» Белыничского района в этом году получит по 7 тысяч килограммов молока от коровы при большом поголовье. Но, имея такую высокую планку, по признанию председателя СПК Александра Лапотентова, дальше двигаться трудно. И вот здесь, по его мнению, как раз на помощь могли бы прийти ученые и подсказать, за счет каких факторов можно прогрессировать.
У ГУСП «Племзавод Мухавец» Брестского района примерно такая же продуктивность коров.
— Мы приглашаем ученых для консультаций при возникновении сложных вопросов в состоянии здоровья животных, когда наши специалисты не могут найти точного ответа, — говорит директор хозяйства Виталий Шпак. — Но сейчас хочется доить больше, может быть, даже 8 тысяч, однако это невозможно без поддержки науки, особенно в вопросах совершенствования качества кормов и повышения их отдачи.
Есть у сельхозпроизводителей и технические просьбы к ученым.
— Наука должна помочь решить такую проблему, как учет молока от каждой коровы при доении в молокопровод, — говорит председатель СПК «Городея» Несвижского района Николай Соловей. — Чтобы после рабочего дня и доярка, и заведующий фермой, и зоотехник знали продуктивность каждой коровы. По новой технологии при получении продукции в доильных залах это легко делает компьютер. Нужно что-то подобное создать и для старой технологии, которая пока является самой массовой в стране. Тогда будет дифференциация в оплате труда и большая заинтересованность лучше работать.
…И жидкий супчик
Есть такая поговорка: «У одних жемчуг мелкий, у других супчик жидкий». Применительно к животноводству, это разные проблемы у тех, кто доит много, и тех, кто — мало. Те, кто с «жемчугом», свои просьбы изложили. А как же с теми, кому не до жиру?
На построенных в каждом районе молочно-товарных комплексах в среднем по стране получают 4,5 тысячи килограммов молока. То же самое, что и на старых фермах. Получается, что нередко новые технологии не дают отдачи. Могут ли ученые помочь решить эту проблему? Они пытаются, но…
— Хотелось бы иметь рекомендации не общего плана для всей страны, — говорит начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Стародорожского райисполкома Адам Ильющеня, — а применительно к нашим условиям, с учетом состояния и продуктивности стада в районе. Например, в ОАО «Залужье» построен современный молочно-товарный комплекс, но надои ниже, чем в среднем по стране. Желательно, чтобы ученые изучили положение дел там, указали на ошибки в работе, обучили кадры новым методам труда, совершенствования кормовой базы и племенной работы. Тогда, смотришь, и дела пойдут лучше.
Сейчас в НПЦ по животноводству создана специальная группа ученых, перед которой поставлена задача помочь новым комплексам решить их проблемы, чтобы поднять там продуктивность животных. Шаг правильный. Но не следует забывать, что большая часть молока пока производится на старых фермах, и в стране немало хозяйств, где надои за год не достигают и четырех тысяч килограммов молока от коровы.
Еще сложнее ситуация у тех сельхозпредприятий, где этот показатель не достигает и трех тысяч килограммов. Скажем, ОАО «Новая гвардия» Браславского района за 9 месяцев получило всего 1410 килограммов молока от коровы — в 2,5 раза меньше, чем в среднем по стране. Директор хозяйства Иван Буян признается, что не знает, как изменить ситуацию в лучшую сторону.
ОАО «Голубые озера-Агро» Поставского района за 9 месяцев получило от коровы по 1272 килограмма молока. Надой упал на 800 килограммов по сравнению с прошлым годом. Главная причина — изменение типа кормления. Много лет здесь использовали барду — отходы спиртового производства. Но после аварии на местном заводе этого корма не стало. Руководитель хозяйства Валентин Гресько просит ученых подсказать, как действовать в новых условиях.
1671 килограмм молока от коровы за 9 месяцев — таков результат работы КУСХП «Вымно» Витебского района. Бывший директор Сергей Титов считает, что в хозяйстве есть проблемы с кормовой базой, кадрами и племенной работой. Может быть, научные работники смогли бы помочь ему хоть в чем-то?
Однако последние предпочитают, как говорилось выше, новые комплексы, где стоит современное оборудование, помогают компьютеры, работать комфортнее. А как быть тем, кто застрял во вчерашнем дне и едва ли не тонет в своих проблемах? Кто ему протянет соломинку для спасения? Поэтому жизнь настоятельно требует создания специальных групп ученых, которые бы, обув сапоги и засучив рукава, отправились на старые фермы, особенно туда, где самые низкие надои. У них часто недостаточная кормовая база, не лучшие кадры, и руководители не знают, что делать, как вырваться из замкнутого круга. А опытный глаз ученого после изучения состояния дел заметил бы болевые точки, на которые в первую очередь следует обратить внимание. Смотришь, и дела начали бы поправляться. Конечно, не сразу. Но очень важно добиться перелома.
Ученые говорят: мол, нас туда не всегда приглашают. Вероятно, до этого просто не додумались. Но раз наука у нас работает в интересах государства, то специалисты в области животноводства сами должны проявить инициативу, предложить помощь тем, кто тонет. Ведь цель у ученых и производственников одна — сделать так, чтобы каждая ферма в стране давала максимум молока. Оно сегодня – экспортно ориентированный товар.
Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»