Нацбанк ограничивает продажу новых легковых автомобилей за валюту
Об этом агентству "Бизнес-новости" сообщил председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.
"В октябре Нацбанк принял решение, не позволяющее автодилерам продлевать лицензии на продажу автомобилей за валюту. В Нацбанке сообщили, что такое решение принято в целях дедолларизации экономики", - отметил Михневич.
По его словам, автодилеры рассматривают действия Нацбанка как негативный фактор влияния в целом на рынок.
Михневич пояснил, что основной рост продаж легковых автомобилей сегодня обеспечивают физлица, расчеты с которыми осуществляются автодилерами преимущественно за валюту. При этом покупка автомобилей за валюту позволяла покупателям не нести финансовые потери на конвертации и курсовых разницах.
"Запрет на расчеты за валюту приведет к тому, что граждане будут вынуждены продавать валюту банку и переводить полученные средства на расчетный счет автодилера. Это приведет к увеличению стоимости приобретаемого автомобиля, а в итоге в выигрыше окажутся банки", - пояснил председатель правления БАА.
В то же время позитивное влияние на рынок окажет планируемое введение лимита наличных расчетов для населения с января 2014 года. Такая норма будет установлена в уставе Нацбанка. Предельный размер наличных розничных платежей будет зафиксирован на уровне 1,5 тыс. базовых величин.
"Установление лимита наличных расчетов будет способствовать большей легализации продаж автотехники", - уточнил Михневич.
Касаясь вопроса формирования автодилерами отпускных цен на фоне роста девальвационных ожиданий, Михневич отметил, что "если речь идет о сделках день на день, то в цене автодилерами учитывается курс, который, как правило, выше курса Нацбанка на 1-2%. В то же время дилеры в сегодняшних финансовых условиях предпочитают не предоставлять отсрочек платежа".
По словам председателя правления БАА, помимо ситуации на валютном рынке беспокойство автодилеров вызывает отсутствие точной информации о механизме взимания утилизационного сбора с 1 января 2014 года.
"Нет ясности, кто будет уплачивать утилизационный сбор - импортеры либо владельцы, которые приобрели автомобиль. По этой причине сложно прогнозировать, как могут измениться цены на импортные автомобили", - подчеркнул собеседник.
Автодилеры рассчитывают, что в результате введения утилизационного сбора ввозные импортные пошлины будут скорректированы в сторону снижения, то есть унифицированы с Россией. В случае уплаты сбора за импортный автомобиль гражданами при одновременном снижении импортных пошлин отпускные цены, по словам Михневича, не должны существенно измениться.
В связи с отсутствием достоверной информации об условиях ведения бизнеса автодилеры не предпринимают никаких шагов по увеличению ввоза автомобилей на белорусский рынок, так как это может оказаться невыгодным, в частности, в результате снижения ввозных пошлин с января 2014 года.
При этом БАА продолжает рассчитывать на рост рынка по итогам 2013 года на уровне 50%.
По данным ассоциации, за 10 месяцев на внутреннем рынке было продано 24 тысячи новых автомобилей. За 10 месяцев прошлого года на внутреннем рынке было продано 16 тыс. автомобилей. Таким образом, за январь-октябрь текущего года объем продаж автомобилей превысил объем продаж техники по итогам января-декабря 2012 года (20 648 машин).
Михневич уточнил, что в октябре продажи автомобилей превысили показатели сентября. Если в сентябре на рынке было реализовано 2600 машин, то в октябре - 3300. Между тем в ноябре дилеры фиксируют снижение темпов роста продаж автомобилей в сегменте юрлиц из-за снижения финансирования госпредприятий.
По итогам 10 месяцев доля российских брендов, в том числе импортных автомобилей российской сборки, выросла до 80% в общем объеме продаж. По словам Михневича, это связано с влиянием ценового фактора.
"Цена на российские бренды, в том числе импортные автомобили российской сборки, на уровне 15-20 тыс. долларов соответствует финансовым возможностям многих покупателей", - пояснил председатель правления БАА.