Светлана КРАВЧУК, главный энергетик ОАО «Гомельоблагросервис»: «Я – за оптимизацию потребления топливных ресурсов, а не за ограничение их использования...»
— Я — за оптимизацию использования топливных ресурсов, а не за ограничение их потребления. Можно отключить горячую воду, и людям нельзя будет помыться. Можно отключить свет, не освещать территорию в ночное время, можно отключить отопление и сидеть в холоде, но люди начнут тайком пользоваться обогревателями. Поэтому лучше всего оптимизировать потребление энергоресурсов, выбрать, например, такую схему электротеплоснабжения, которая обеспечит необходимые параметры использования при минимуме затрат.
Когда 5 лет назад я пришла в «Гомельоблагросервис», то здесь уже действовал принцип рачительного отношения к энергоресурсам. Но при скрупулезном анализе всегда можно найти резервы экономии. Так, для горячего водоснабжения душевых производственной базы в Еремино используется водонагреватель «Аристон» мощностью 2,2 кВт. А для отопления проходной — электрокотельная с повышенными тарифами. В то время как на территории имеется котельная с котлами на местных видах топлива. Правда, они в силу своей невысокой эффективности не могли достаточно нагревать воду для душевых и тем более доставить тепло до проходной более чем на сто метров. Заменили один из них на современный газогенераторный с высоким КПД, установили напольный бойлер, проложили тепловую сеть металлопластиковыми трубами в современной изоляции. В результате начиная с минувшей зимы электроэнергия не использовалась. По нашим подсчетам, затраты на модернизацию котельной окупятся за три отопительных сезона.
Как-то поехала на выставку и увидела там гелиоколлектор, то есть солнечный водонагреватель. Летом приобрели его и установили на крыше здания. Практически до конца сентября горячую воду для душевых получали за счет солнечной энергии, а электроводонагреватель был отключен.
— Как помогаете районным агросервисам определиться с выбором энергосберегающего оборудования?
— На совещаниях всегда говорю: начинать оптимизацию необходимо с анализа энергопотребления. Надо найти уязвимые места, а потом рассмотреть, что выгодно приобрести, а от чего отказаться. Всем привожу пример, какую экономию приносят те же котел или гелиоколлектор. Некоторые сервисы, глядя на нас, тоже установили аналогичное оборудование у себя. Солнечные водонагреватели теперь есть у «Гомельхимагро», «Гомельагроэнергосервиса», Ельского агросервиса и других предприятий.
Бываю на специализированных форумах, конгрессах, выставках, где и черпаю идеи. А учитывая однотипность наших сервисов в потреблении энергоресурсов, новинки вполне можно использовать многим предприятиям.
Специалисты, отвечающие в структурных подразделениях за использование энергоресурсов, уже составляют программы энергосбережения на 2014 год. Она обязательно увязывается с бизнес-планами предприятий. При этом никогда не стоит вопрос отключения света или тепла. Людям на работе должно быть комфортно.
— За счет чего смогли в два раза сократить потребление электроэнергии?
— Когда пришла на должность главного энергетика, то потребление электроэнергии было уже незначительным. При этом основное ее количество потребляла производственная база в Еремино. Там установили электронные счетчики с архивом показаний. Оказалось, что ночью она потребляла больше электроэнергии, чем днем, почти в два раза. Полагала, так и будет, но не настолько же! Получилось, что 70 процентов электроэнергии используется только на наружное освещение. Установили там светильники со светодиодными лампами, что позволило значительно сократить ее потребление. В январе 2011 года оно составило 20 тысяч кВт/ч, через год — примерно 12 тысяч кВт/ч в месяц, а нынче в сентябре — 9 тысяч. При этом работают компрессор, сварочные аппараты, кран-балка… Практически половину экономии обеспечили внедрение энергоэффективных светильников, установка солнечного водонагревателя и оптимизация работы котельной.
— Как обогреваются сервисы, у которых нет централизованных источников теплоснабжения? Каким видам топлива там отдают предпочтение?
— 99 процентов наших предприятий для отопления потребляют дрова. Торфяные брикеты проигрывают им по соотношению цена—теплотворная способность. Это более дорогое топливо.
Солома, из которой делают пеллеты или используют для сжигания в тюках, тоже, на мой взгляд, весьма неоднозначное решение. Ее сжигание в чистом виде или в тюках дает очень низкий коэффициент полезного действия.
Что касается топливных пеллет из опилок или соломы — это очень хорошее топливо, но недешевое. А вообще, в каждом конкретном случае нужно исходить из эффективности использования топлива и выбирать наиболее выгодный вариант.
— Но дрова сегодня тоже стоят немалых денег.
— Главное — когда их заготавливать. Летом обходятся они дешевле, а в отопительный сезон стоят дороже. Не зря же бытует пословица: «Готовь сани летом…» Это вполне можно отнести и к дровам.
— Какие предприятия «Гомельоблагросервиса» по экономии могут служить примером топливных ресурсов?
— Хорошо работают в этом плане ОАО «Мозырьхимсервис», ОАО «Светлогорский агросервис», ОАО «Петриковский агросервис». От котельной последнего из них отапливаются объекты социальной сферы. В этом году там заменили котел на более энергоэффективный, что позволит значительно сократить расход топлива и повысить надежность теплоснабжения. В ОАО «Житковичский агротехсервис» установили локальный компрессор, за счет чего удалось сэкономить около 8 тысяч кВт/ч. ОАО «Гомельхимагро» на светодиодных светильниках тоже имеет солидную экономию электроэнергии. Там поставили новые котлы, провели термореновацию здания, поменяли сварочные аппараты на менее энергоемкие. За полгода использовали 57 тонн условного топлива вместо 64 тонн в прошлом году. В подведомственных предприятиях работают толковые энергетики и специалисты, с которыми можно решать задачи любой сложности, не только по экономии энергоресурсов.
Наталья ВАКУЛИЧ, «БН»