Экономика live. Почему в трудную минуту Беларуси сложно получить деньги от приватизации
Проблемы, возникающие в белорусской экономике в последние годы, во многом обусловлены ситуацией с платежным балансом. Ситуация во внешней торговле, когда расходы на импорт не покрывают доходы от экспорта, приводит к нехватке валюты. Это усугубляется необходимостью платить по кредитам. Чтобы решить назревшие проблемы и выйти на устойчивое развитие экономики, потребуются структурные реформы. Но это не отменяет ответа на вопрос - как покрыть дефицит, существующий сегодня?
Одним из путей, который официальным Минском использовался и ранее, является привлечение внешних заимствований. Против такого сценария у специалистов есть серьезные возражения. И дело здесь даже не в том, что сегодня Беларуси будет непросто получить внешнее кредитование. Гораздо более важным аргументом против расширения заимствований является тот простой факт, что рано или поздно долги придется отдавать, и это чревато возникновением серьезных проблем через несколько лет. Ведь и сегодня ситуация с внешнеторговым дефицитом усугубляется необходимостью делать значительные выплаты по ранее привлеченным кредитам.
Более привлекательным сценарием выглядит получение денег в процессе приватизации. Как минимум потому, что средства от продажи активов впоследствии отдавать не придется. С другой стороны, было бы обидно тратить деньги, полученные от продажи предприятий, на текущее потребление. Поэтому эксперты считают, что подходы к приватизации должны быть разработаны таким образом, чтобы не просто получать деньги от продажи активов, но и привлекать инвесторов, которые будут развивать предприятия и таким образом способствовать устойчивому развитию экономики.
Проведение приватизации и привлечение инвестиций как способ получения необходимой валюты выглядит логичным. Поэтому вызывает определенное недоумение то, что такой сценарий до сих пор не реализуется. С одной стороны, нежелание властей Беларуси расставаться с находящимися в госсобственности активами широко известно. С другой - как показывает опыт, основная причина, по которой не состоялось большинство планировавшихся приватизационных сделок, заключается в том, что государство и потенциальные покупатели не смогли договориться о цене. Во многом это связано с тем, что белорусская сторона далеко не всегда хорошо представляет себе, в чем именно заключаются интересы потенциальных инвесторов в случае приобретения того или иного предприятия.
К примеру, уже не первый год Россия и Беларусь ведут безуспешные переговоры о возможности приватизации МАЗа, причем одним из спорных моментов является цена актива. По мнению директора Бизнес-школы ИПМ Павла Данейко, во многом это связано с не очень четким пониманием белорусской стороной того, чем именно интересно для россиян это предприятие. "МАЗ является сложным активом. У современного производителя автомобилей те станки и цеха, которые находятся в распоряжении МАЗа, могут вызвать лишь улыбку. Главным аргументом в пользу приобретения этого предприятия могла бы стать доля российского рынка, которую он занимает. Но в последние годы в силу ряда обстоятельств доля МАЗа на российском рынке значительно снизилась. Соответственно, упал и интерес к нему со стороны потенциальных покупателей", - заявил Данейко на пресс-конференции в рамках Кастрычніцкага эканамічнага форуму.
Другими словами, привлекательность белорусских активов во многом зависит не столько от станков и оборудования, сколько от их потенциала. О таком важном для инвестора факторе экономические власти пока не задумываются всерьез. "Когда мы говорим, что хотим продавать неэффективные предприятия за миллиарды долларов, мы вряд ли кого-то всерьез этим заинтересуем. Маловероятно, что такая тактика будет иметь успех", - сказала в интервью TUT.BY научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая. По мнению эксперта, успешными в привлечении инвестиций являются те страны, которые хорошо проработали приоритеты своей промышленной политики: "Нужно понимать, какие сектора могут дать хороший эффект, стать конкурентоспособными на внешних рынках. Именно в эти отрасли нужно привлекать инвесторов. Такое планирование должно стать важным элементом промышленного развития. Все успешные страны увязывают с ним политику привлечения прямых иностранных инвестиций".
Планирование промышленной политики и четкая расстановка приоритетов позволили бы добиться эффекта, который в экономической теории называется "эффектом перелива". Это означает, что результатом прихода инвестора на предприятие становится увеличение инвестиций в смежные сектора - скажем, в те, где производятся запчасти и комплектующие. "Пока такого эффекта нам удается добиться далеко не везде. К примеру, на предприятии БелОМО уже много лет осуществляется сборка оптических приборов из привозимых из Германии запчастей. Налаженное взаимодействие с немецкой стороной, к сожалению, так и не привело к развитию в Беларуси смежных отраслей", -- констатировала Ирина Точицкая. Между тем, по мнению эксперта, в Беларуси есть отрасли, которые могли бы дать неплохой эффект, но для того, чтобы их выявить и развивать, необходимо проделать серьезную работу.
Партнеры рубрики "Экономика live" Исследовательский центр ИПМ, Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр BEROC и Бизнес-школа ИПМ