Кто подкладывает переработчикам перекормленную свинью?
Нельзя исключать, что нынешний уровень цен у наших главных торговых партнеров сохранится надолго, ведь во многом он обусловлен снижением пошлин после вступления России в ВТО. Сегодня россиянам стало выгоднее ввозить свинину из Бразилии или Португалии. Единственный способ удержаться на рынке для нас — снижать себестоимость продукции, которая в значительной мере зависит от технологии.
А ведь последние 10—15 лет отрасль развивалась успешно. Были выведены отечественные породы, сформированы чистопородные стада иностранных пород, разработаны республиканские и зональные системы разведения и гибридизации. Однако за внешним лоском валового производства скрывались проблемы, которые сегодня дали о себе знать.
— Выращивание свиней у нас пока не интенсивное, а, скорее, экстенсивное, — говорит первый заместитель генерального директора НПЦ НАН Беларуси по животноводству академик Иван Шейко. — Если в ЕС на получение одного килограмма привеса затрачивают 2,8—3 кормовые единицы, то в нашей стране этот показатель почти в два раза выше. Фактически произошел застой в повышении генетического потенциала, увеличении выхода мяса, создании мясных пород, — подчеркивает ученый. — Привесы в 500—600 граммов — это лишь 55—60 процентов потенциала отечественных пород. Положение можно исправить путем создания в каждой области нуклеуса — репродуктора, который будет выращивать чистопородные стада и поставлять свинок на промышленные комплексы. Пример тому — ОАО «Беловежский» Каменецкого района, где приняли такую систему и демонстрируют высокие результаты.
Как известно, сейчас реализуется Республиканская программа реконструкции, технического переоснащения и строительства комплексов по выращиванию свиней. Ставится довольно амбициозная задача к 2015-му увеличить производство свинины в Беларуси до 630 тысяч тонн в год. Пока же имеем в активе объемы в 1,5 раза ниже.
В ходе реализации программы планируется построить 72 комплекса с законченным циклом производства. Реконструкция и техперевооружение предусматривается также на всех действующих производствах. И это обнадеживает.
В белорусской свиноводческой отрасли мало латать дыры, для повышения рыночной конкурентоспособности многое надо создавать заново. Абсолютное большинство действующих комплексов построено еще при СССР, в 80-х годах прошлого века, и уже выработали свой ресурс, причем некоторые — трехкратно. Их зоогигиенические параметры просто не поддаются критике. Понятно, что на старых свинофермах бесперспективно переходить на современные технологии и новые европейские породы. Сложные ветеринарные условия могут вынести только привычные ко всему белорусские хрюшки.
С желанной рентабельностью на уровне 15—20 процентов тоже все не так просто. Кстати, новый ГОСТ на свинину, принятый в этом году, гармонизирован с требованиями Российской Федерации. Во многом он ориентирован на переработку, которой невыгодно разбираться с большим количеством жира. Прописан механизм перехода на оценку свиных туш по выходу мяса.
Сегодня в России средний вес свиньи, сдаваемой на мясокомбинат, составляет 103 килограмма. Именно таких животных хотят видеть переработчики. Если вес превышает 110 килограммов, цена снижается на 15 процентов и более. Белорусские комплексы, как правило, до сих пор сдают животных большей массы, и, как показала практика, мало кто оказался способен выпускать продукцию, соответствующую новому ГОСТу.
Впрочем, корни технологических проблем не только в погоне за валовыми показателями, но и в несовершенстве цепочки свиноводческий комплекс — мясокомбинат. Еще в начале нынешнего года хорошо знакомый руководитель одного из известных хозяйств Минской области жаловался мне, что готов сдать тысячу голов свиней нужной кондиции, но комбинат не может их принять. Мол, сырья под завязку… Аграрии были вынуждены и дальше содержать животных, тратить корма и энергоресурсы, нести другие дополнительные затраты, а цена хрюши при этом падала.
Александр ШЕВКО, «БН»