Конкуренция даст монополистам по рукам. И покупатель – тоже...
Некоторые люди, особенно пожилые, с тревогой восприняли весть об отмене госрегулирования цен на социально значимые товары. Их логика такова: теперь у производителей и продавцов есть повод поправить свои финансовые дела за счет покупателей. В Министерстве торговли иная оценка ситуации. Специалисты этого ведомства заявляют, что рынок перенасыщен, все заинтересованы быстрее товар продать, значит, повышать цену нет смысла. В противном случае покупатель пойдет к другому производителю или продавцу.
Первые дни нового порядка подтвердили эту точку зрения. Скажем, за бывшие социально значимые мясные продукты надо выкладывать те же деньги, что и раньше. Представители мясокомбинатов в один голос говорят, что повышать цены нет смысла, так как даже при нынешних сбыть продукцию нелегко: рынок перенасыщен. К этому следует добавить, что инфляция в последнее время невысокая, покупатели свыклись с определенным уровнем цен. Стоит им увидеть изменившиеся ценники, сразу отправятся в другие магазины. А там их уже ждут не просто старые цены, но и скидки.
— Отмена регулируемых цен на некоторые продукты не должна порождать эйфорию у производителей, — считает директор ОАО «Глубокский мясокомбинат» Анатолий Дук. — Стоит даже чуть добавить цену на какой-то товар, как этим могут воспользоваться конкуренты и сразу же подбросить в магазины более дешевую продукцию. И тот, кто погнался за дополнительным рублем, окажется в большом проигрыше. Так что любую цену сегодня надо устанавливать с оглядкой.
Своеобразным индикатором цен на чай и кофе, которые исключены из социально значимых товаров, является Комаровский рынок. Первые дни работы в условиях свободного ценообразования здесь ничего не изменили. Продавцы, а их здесь несколько десятков, говорят, что на чай и кофе уже давно сформировались торговые надбавки. Менять их нет смысла, конкуренция не позволяет.
Государство пошло на отмену регулирования цен на социально значимые товары, потому что знало: здесь проблем не будет в силу насыщения рынка и большой конкуренции производителей и продавцов. Но есть немало сфер, где у покупателя нет выбора, а у продавца — конкурентов. И тогда появляются заоблачные цены на некоторые товары. Возьмем тот же чай. На нем, как говорилось выше, особо не наживешься. Но ситуация меняется, когда вам захочется выпить чашку чая. Даже глава государства как-то заметил, что в некоторых заведениях этот напиток продается с рентабельностью 1000 процентов. Мне, например, довелось пить чай сначала в одном из ресторанов по цене 1500 рублей, а затем в буфете театра, где он стоил ровно в десять раз дороже.
Могут сказать, мол, это рынок, свободное ценообразование, так принято во всем мире. На это есть такой контраргумент. Действительно, во многих странах цены свободные, но там их контролируют тоже рыночными методами. Есть такое понятие, как налог на сверхприбыль. Устанавливается предельная рентабельность, а все сверх этого, будь добр, отдай в казну. Это как раз тот случай, когда государство заботится, чтобы рыночная экономика работала в интересах человека.
Примеров, подобных чашке чая, можно привести множество, причем в более крупных масштабах. И здесь свое слово должен сказать будущий закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Дмитрий Харитончик отмечает, что в законопроекте определяются полномочия государственных органов, устанавливаются четкие правовые запреты на злоупотребление субъектами хозяйствования своим доминирующим положением или использование приемов недобросовестной конкуренции. Планируется запретить координацию экономической деятельности производителей товаров или услуг, если она приводит или может привести к ограничению конкуренции. На простом языке это означает противодействие сговору. В соседней России, кстати, Федеральная антимонопольная служба активно борется с этим явлением, налагая огромные штрафы. У нас же нередко бывает, когда цены на услуги, скажем, такси в каком-то городе за одну ночь вырастают у всех предпринимателей на одинаковый процент. Но что-то не слышно о громких судебных разбирательствах.
Есть у нас и своя монопольная фишка, к которой пока не знают, как подступиться. Речь идет об ограничениях доступа товаров из одного региона в другой, которые вводят местные органы власти. При обсуждении в парламенте законопроекта первый заместитель министра экономики Анатолий Филонов признал, что возможности влиять на это явление практически нет. Но есть надежда, что антимонопольный закон ее даст.
Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»
В ТЕМУ
"Есть такое понятие, как налог на сверхприбыль. Устанавливается предельная рентабельность, а все сверх этого, будь добр, отдай в казну. Это как раз тот случай, когда государство заботится, чтобы рыночная экономика работала в интересах человека.