Пора стричь купоны
Будет спрос — будет и рентабельность
На программу, разработанную по поручению Президента, выделено 152 миллиарда рублей. Предусмотрено увеличение поголовья животных в отечественных хозяйствах до 150 тысяч, реализация овец в живом весе до 2460 тонн. Сегодня в Беларуси нет в достаточном количестве высококачественного овечьего молодняка, поэтому он будет ввозиться из-за рубежа.
Восстанавливать отрасль предполагается поэтапно. До 2015 года в стране должна появиться племенная база, которая сможет в нужном количестве поставлять овцеводческим хозяйствам ремонтное поголовье. К этому же времени нужно создать и основательную материально-техническую базу, построить предприятия по первичной переработке шерсти и, естественно, подготовить необходимые кадры.
В частности, в типовые программы учебных планов ряда учреждений высшего и среднего специального образования уже с будущего года включается подготовка специалистов зоотехнического профиля по специализации овцеводство. По вопросам селекции и составления правильных рационов кормления животных не должна остаться в стороне и наука.
Кстати, программа предусматривает участие в деле возрождения овцеводства не только государственных предприятий, но и фермерских и личных подсобных хозяйств. Для того чтобы все категории хозяйств смогли быстрее выйти как минимум на самоокупаемость, планируется создание единого холдинга, который объединит организации по переработке овцеводческой продукции. Уже сейчас изучаются возможности реализации мяса овец и овчины, развития скорняжного производства.
Думаю, это по-хозяйски, что уже на первоначальном этапе вырабатывается экономический механизм по рентабельному ведению отрасли. Однако предстоит еще многое сделать, прежде чем она станет высокодоходной.
— Мы серьезно подходим к решению этой задачи, — говорит первый заместитель генерального директора НПЦ НАН Беларуси по животноводству академик Иван Шейко. — Белорусская овца стране нужна, с ее помощью в отечественном животноводстве должны произойти качественные изменения. Это самая экономичная и прибыльная отрасль, которую в Беларуси вполне под силу вывести на достойный уровень. В республике можно создать новые породы овец, улучшить технологии и наладить производство сырья для камвольного и текстильного производства.
Для развития овцеводства наиболее оптимальны условия Брестской и части Гомельской и Гродненской областей. Дело в том, что овца — животное преимущественно южного склада. В Беларуси, где пастбищный период ограничивается 170 днями, не каждая из пород чувствует себя комфортно, от чего напрямую зависит продуктивность этих животных, — добавляет Иван Шейко.— Среди имеющегося в стране поголовья в основном тексель, прекос, суффольк, линкольн, романовская. Каждая из этих пород имеет как свои достоинства, так и недостатки. Наиболее ходовыми для нас являются тексель, прекос и романовская. НПЦ НАН Беларуси по животноводству в рамках программы собирается вывести и белорусский многоплодный полутонкорунный тип овец.
Развитие любой отрасли определяется экономической целесообразностью. У нас есть свои традиции, есть интерес фермеров и пожелания потребителей. Сейчас на одного жителя приходится в год менее ста граммов баранины. Через несколько лет планируется получать более тысячи тонн этого продукта — в десять раз больше нынешних очень скромных показателей.
В белорусских валенках — по Парижу
Впрочем, насыщение нашего продовольственного рынка бараниной далеко не единственная цель. Новая программа призвана дать толчок развитию нескольких направлений отечественной легкой промышленности. В частности, будет обеспечено ежегодное производство шерсти в объеме 410 тонн. Это позволит сократить ее закупки за рубежом и сэкономить валюту.
Правда, даже поголовье в 150 тысяч не в состоянии полностью закрыть потребности республики в шерсти. Это количество можно получить от овечьего стада поголовьем в полтора миллиона. Беларусь пока на такую отару не замахивается.
Пока же из отечественной овчины организации концерна «Беллегпром» собираются производить широкий ассортимент товаров: дубленки, головные уборы, куртки, жилеты, полукомбинезоны, рукавицы и прочие изделия. Овчина послужит также сырьем для выработки хромовой, подкладочной и галантерейной кожи, шевро, перчаточной лайки, обувной замши.
Несомненно, заинтересованы в качественном отечественном сырье и на Смиловичской валяльно-войлочной фабрике в Червенском районе. Это единственный в республике и один из немногих сохранившихся на просторах СНГ производитель валенок. Вот только делают их пока из шерсти азиатских овец.
В 90-е годы прошлого столетия фабрика была на грани закрытия. Пришлось частично перепрофилировать производство, однако от валенок не отказались, сохранив давние традиции и оборудование, которое нигде уже не выпускается. И, как показало время, поступили правильно. Похожую продукцию сегодня пытаются делать китайские производители, однако белорусским валенкам она и в подметки не годится.
Сейчас валенки значительно преобразились и превратились из архаичной деревенской обуви в брендовый товар. Старая обувь на новый лад нынче нарасхват во многих странах, и появилась даже в столице высокой моды — Париже. Здесь щеголяют в стилизованных валенках под норковую шубу.
Порядка 200 тысяч пар теплой и удобной обуви в год выпускают на предприятии, и объемы растут. Сырье требуется постоянно, но единственный отечественный поставщик СПК «Конюхи» Ляховичского района — дает только около 10 тонн шерсти в год, а фабрике нужно 580—600 тонн.
Кстати, потребность в шерстяном сырье всех белорусских переработчиков порядка пяти тысяч тонн в год. На импортные закупки такого материала тратится до 20 миллионов долларов. По подсчетам специалистов, этой суммы как раз хватило бы на закупку маточного поголовья для разведения перспективных пород овец. Несомненно, это одна из основных экономических составляющих новой программы.
Сегодня уникальная отрасль сельского хозяйства полностью открыта для всех начинающих, здесь практически нет конкуренции. Спрос на овец и мясо растет, а предложений минимум. Но конкретные сдвиги уже имеются.
Так, первое сельхозпредприятие по разведению овец появилось в СПК «Червенский» Дрибинского района. Местные животноводы, взвесив все «за» и «против», увидели в новом для региона направлении солидные перспективы, как денежные, так и натуральные. С развитием овцеводства в районе решится и еще один вопрос: местные шаповалы надеются, что вскоре и они смогут забыть про дефицит качественной шерсти.
20 миллионов долларов зарубежных инвестиций будет вложено в создание овцеводческого комплекса в Логойском районе, недалеко от деревни Михалковичи. Инвестиционный проект реализует одна из крупных иранских компаний. Поголовье овец мясной породы на откорм также доставят из Ирана.
Как говорил один известный политик, «процесс пошел...», но и к скептикам надо прислушаться. Овца — животное неприхотливое, всеядное. Однако при промышленном подходе к их разведению пастбищ будет явно недостаточно, а их нужно не менее 25 тысяч гектаров. Здесь, по всей видимости, придется изыскивать резервы в поймах рек, облагораживать имеющиеся покосы.
Необходимо также наладить первичную переработку. Овцу сначала нужно постричь, затем полученную шерсть растрепать, замочить, высушить, снова растрепать и только потом делать из нее нитку. Если раньше этим занимались в селах женщины вручную, то сейчас, естественно, такую работу должны наладить на предприятиях.
Нужна в республике и развитая сеть заготовительных пунктов, сотрудники которых приезжали бы в хозяйства и принимали сырье. Словом, вопросов немало, и здесь можно, да и нужно обратиться за помощью к партнерам по Таможенному союзу, где традиции овцеводства имеют более глубокие корни.
А куда ж без бешбармака!
В Казахстане овцеводство, без преувеличения, имеет общегосударственное значение. Это основная отрасль АПК страны как с экономической, так и с социальной позиции. Около 40 процентов населения проживает в сельской местности, а баранина — самый ходовой продукт в стране.
В советское время производство шерсти и мяса было наиболее прибыльным. С распадом Союза их стоимость резко снизилась, ухудшилась реализация, и овцеводство, особенно тонкорунное, перестало себя оправдывать. Если в начале 90-х годов в республике общее поголовье доходило до 37 миллионов голов, а тонкорунные отары составляли две трети, то сейчас на казахстанских пастбищах пасутся 18 миллионов овец.
А ведь республика располагает главным ресурсом для развития отрасли — огромными естественными пастбищами. Из 222 миллионов гектаров земель они занимают 80 процентов. Но значительная часть их из-за резкого сокращения поголовья сегодня не используется.
У отрасли две основные проблемы: высокая себестоимость производства тонкорунной шерсти и низкая продуктивность животных. Сейчас уклон сделан на мясное направление. Впрочем, это и понятно… Самое популярное блюдо здесь — бешбармак. В переводе это означает «пять пальцев» — бешбармак издревле принято есть руками. Без него не обходится ни один праздник в каждой казахской семье.
А если рассуждать экономическими категориями, то эффективность мясного производства здесь куда выше, да и технология проще. К тому же Казахстан экспортирует баранину, в том числе в Ирак, Иран и Катар.
Тем не менее здесь также немало делается для повышения отдачи всей отрасли. Заметим, овцеводство сосредоточено на личных подворьях, на которые приходится около 70 процентов поголовья. Со следующего года в рамках реализации государственной концепции «Агробизнес-2020» все хозяйства, которые занимаются разведением овец, получат инвестиционные субсидии на материально-техническое оснащение. Их размер составит до 50 процентов от стоимости косилок, тракторов, пресс-подборщиков и другой техники.
Кроме того, дан старт проведению селекционной и племенной деятельности овцеводческих хозяйств. Государство начало выделять субсидии на селекционно-племенную работу — 10 долларов на одну маточную голову. Решено поднять и престиж древнейшей профессии — чабана. Теперь рядом с отарами будут возвышаться даже спутниковые антенны, а традиционная юрта для семьи чабана получит самое современное наполнение.
Отраслевая программа развития овцеводства реализуется в России. Интересно, что среди ее основных задач значится возрождение социальной инфраструктуры на селе путем увеличения объема производства высококачественных баранины, шерсти, овчин, молока, обеспечивающих минимальные нормы потребления.
Надо сказать, что овцеводство у наших главных партнеров переживает далеко не легкие времена. В доперестроечный период в России было около 64 миллионов овец. За последние 20 лет поголовье снизилось в три раза.
Перспективными регионами развития овцеводства в России являются Республика Тыва, Калмыкия, Северный Кавказ, Саратовская и Волгоградская области, Ставрополье и Ростовская область. Здесь много пастбищ, таких, которые могут использовать только овцы. Это горные пастбища, а также сухие степи и полупустыни.
Программой предусмотрено увеличение поголовья овец до 28 миллионов голов, но как еще на это посмотрит ВТО? На Западе бизнес куда более прагматичен и уже давно понял, что с маленькой овечки можно получить большую прибыль.
Александр ШЕВКО, «БН»