Без бюрократизма рейтинг мог быть еще выше...
По сравнению с соседями мы привлекательно выглядим на фоне России, оказавшейся на 92-м месте, и Украины, занимающей 112-ю позицию, но существенно проигрываем Латвии (24), Эстонии (22) и Литве (17). Из граничащих государств наиболее близка к нам по рейтингу Польша (45). Партнер по Таможенному союзу и ЕЭП Казахстан расположился на 50-й позиции.
Год назад Беларусь занимала 58-е место. В соответствии с новой редакцией прошлогодних показателей она переместилась на 64-ю позицию. Перерасчет был произведен потому, что в рейтинг включили четыре новые страны. Кроме того, в течение года появилась дополнительная информация, которая потребовала корректировки данных. Таким образом, получается, что мы улучшили свое положение на одну позицию.
В докладе приводится рейтинг стран по ключевым аспектам правового регулирования предпринимательской деятельности. При этом учитывались реформы в период с июня 2012-го по май 2013 года. Среди белорусских нововведений, благоприятных для ведения малого и среднего бизнеса, эксперты назвали упрощение процедур по созданию предприятий за счет снижения платы за регистрацию, отмены наличия временного банковского счета для регистрации юридического лица. Ускорена также выдача технических условий и разрешений на земляные работы, сокращено время подключения к сети электроснабжения.
На основе нового Закона о банкротстве в Беларуси были усовершенствованы процедуры разрешения неплатежеспособности предприятия. Правовым актом внесены изменения в процесс назначения антикризисных управляющих, обозначены стимулы для продажи активов в случае неплатежеспособности. Кроме того, данный закон укрепил регулирование ответственности акционеров и директоров неплатежеспособных компаний.
И все же не следует обольщаться, что рейтинг у нас выше, чем у России или Украины. Почему-то инвестор туда идет, а к нам пока не очень. Упрощенная регистрация лишь половинчатое решение проблемы. Согласно докладу Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, мы сдали по отношению к прошлому году вниз по таким индексам оценки, как «кредитование», — на 4 позиции, «защита прав и интересов инвесторов» — на 3, «разрешение проблем неплатежеспособности предприятий» — на 18 позиций.
У нас нет самого главного — гарантий финансовой защиты частного бизнеса. Даже при упрощенной регистрации, открывая новое дело, человеку трудно достучаться в нужные кабинеты исполкомов, банков, милиции, пожарников, санэпидемстанции и т. д. Неудивительно, что на селе и в малых городах бизнес сведен к малоцивилизованной коммерции и скромным услугам. В условиях неплатежеспособности даже успешных, на первый взгляд, госпредприятий частнику сложно найти оборотные средства для налаживания настоящего производства. Работает и приносит прибыль пока лишь схема «купи-продай».
Даже если Беларусь в течение ближайших лет войдет в число тридцати стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса, а именно такую задачу поставил Правительству глава государства, вряд ли что-либо сразу изменится. Нам нужна структурная перестройка всего хозяйственного механизма. И в этом плане определенные надежды вселяет план совместных действий Правительства и Нацбанка по реформированию и повышению конкурентоспособности белорусской экономики.
Олег КАМИНСКИЙ, «БН»