КГК Беларуси выявил серьезные недостатки в деятельности эмитентов жилищных облигаций
Источник материала: БелТА
22.10.2013 12:55
—
Новости Экономики
22 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Комитет государственного контроля Беларуси выявил серьезные недостатки в деятельности эмитентов жилищных облигаций, сообщили БЕЛТА в пресс-службе КГК.
В результате проведенных Комитетом госконтроля контрольно-аналитических мероприятий выявлены выпуски ничем не обеспеченных жилищных облигаций общей номинальной стоимостью более Br180 млрд. При государственной регистрации ценных бумаг отдельные эмитенты представили договоры, заключенные с банками на выдачу банковских гарантий, которые на самом деле являлись всего лишь обязательством банка выдать банковские гарантии в пользу владельцев жилищных облигаций при выполнении эмитентом целого ряда условий, в том числе касающихся залога. По предложению КГК в законодательство были внесены изменения, сделавшие невозможной эмиссию жилищных облигаций без соответствующего обеспечения.
В соответствии с указом от 2 июля 2009 года №367 "О некоторых вопросах жилищного строительства" привлечение денежных средств физических лиц при строительстве жилых домов возможно только на основании договоров создания объектов долевого строительства, заключенных с застройщиком, договоров, предусматривающих строительство жилых помещений в составе организаций застройщиков, а также на основании заключаемых между застройщиком - эмитентом жилищных облигаций и физическим лицом договоров (соглашений), предусматривающих обязательства эмитента по строительству жилых помещений владельцам жилищных облигаций в установленном законодательством порядке. В последние годы практика финансирования строительства жилых помещений посредством жилищных облигаций получила широкое распространение, их используют свыше 70% коммерческих организаций-застройщиков.
Среди наиболее распространенных нарушений следует назвать указание застройщиками в проспектах эмиссии недостоверных данных о финансово-хозяйственной деятельности. Как правило, они завышают показатели прибыли и занижают обязательства перед кредиторами.
Значительное количество нарушений допускают застройщики при заключении договоров. Это и несоответствие проектной документации указываемых в договорах характеристик строящихся жилых помещений, и обязанность граждан выкупать большее количество жилищных облигаций, чем эквивалентная площадь жилого помещения. Установлены также факты привлечения денежных средств физлиц застройщиками, не произведшими эмиссию нужного количества жилищных облигаций, то есть продавших несуществующие ценные бумаги.
Имеют место случаи выпуска организациями облигаций при отсутствии оформленных в установленном порядке документов на земельный участок. Так, застройщик в Минске выпустил облигации под строящийся жилой дом, не дождавшись отселения жильцов частного сектора, проживающих на участке. В результате застройщик не исполнил обязательства перед владельцами жилищных облигаций, срок погашения которых наступил в октябре 2012 года (на эту дату было возведено только два этажа первой секции жилого дома). При этом судебная тяжба с предыдущими владельцами части земельного участка, предназначенного для строительства второй секции жилого дома, завершилась в пользу застройщика только в середине 2013 года.
За нарушения законодательства при выпуске и размещении жилищных облигаций в 2012-2013 годах Комитет госконтроля привлек к административной ответственности девять организаций-застройщиков.
По предложениям КГК правительство прорабатывает вопрос об установлении единых подходов к определению минимальной номинальной стоимости жилищных облигаций в привязке к стоимости квадратного метра жилья типовых потребительских качеств. Министерство финансов планирует внести изменения в инструкцию о порядке выпуска, обращения и погашения жилищных облигаций в части возможности привлечения средств граждан посредством жилищных облигаций на строительство нежилых помещений, а также гаражей-стоянок в рамках объектов жилищного строительства.-0-
В результате проведенных Комитетом госконтроля контрольно-аналитических мероприятий выявлены выпуски ничем не обеспеченных жилищных облигаций общей номинальной стоимостью более Br180 млрд. При государственной регистрации ценных бумаг отдельные эмитенты представили договоры, заключенные с банками на выдачу банковских гарантий, которые на самом деле являлись всего лишь обязательством банка выдать банковские гарантии в пользу владельцев жилищных облигаций при выполнении эмитентом целого ряда условий, в том числе касающихся залога. По предложению КГК в законодательство были внесены изменения, сделавшие невозможной эмиссию жилищных облигаций без соответствующего обеспечения.
В соответствии с указом от 2 июля 2009 года №367 "О некоторых вопросах жилищного строительства" привлечение денежных средств физических лиц при строительстве жилых домов возможно только на основании договоров создания объектов долевого строительства, заключенных с застройщиком, договоров, предусматривающих строительство жилых помещений в составе организаций застройщиков, а также на основании заключаемых между застройщиком - эмитентом жилищных облигаций и физическим лицом договоров (соглашений), предусматривающих обязательства эмитента по строительству жилых помещений владельцам жилищных облигаций в установленном законодательством порядке. В последние годы практика финансирования строительства жилых помещений посредством жилищных облигаций получила широкое распространение, их используют свыше 70% коммерческих организаций-застройщиков.
Среди наиболее распространенных нарушений следует назвать указание застройщиками в проспектах эмиссии недостоверных данных о финансово-хозяйственной деятельности. Как правило, они завышают показатели прибыли и занижают обязательства перед кредиторами.
Значительное количество нарушений допускают застройщики при заключении договоров. Это и несоответствие проектной документации указываемых в договорах характеристик строящихся жилых помещений, и обязанность граждан выкупать большее количество жилищных облигаций, чем эквивалентная площадь жилого помещения. Установлены также факты привлечения денежных средств физлиц застройщиками, не произведшими эмиссию нужного количества жилищных облигаций, то есть продавших несуществующие ценные бумаги.
Имеют место случаи выпуска организациями облигаций при отсутствии оформленных в установленном порядке документов на земельный участок. Так, застройщик в Минске выпустил облигации под строящийся жилой дом, не дождавшись отселения жильцов частного сектора, проживающих на участке. В результате застройщик не исполнил обязательства перед владельцами жилищных облигаций, срок погашения которых наступил в октябре 2012 года (на эту дату было возведено только два этажа первой секции жилого дома). При этом судебная тяжба с предыдущими владельцами части земельного участка, предназначенного для строительства второй секции жилого дома, завершилась в пользу застройщика только в середине 2013 года.
За нарушения законодательства при выпуске и размещении жилищных облигаций в 2012-2013 годах Комитет госконтроля привлек к административной ответственности девять организаций-застройщиков.
По предложениям КГК правительство прорабатывает вопрос об установлении единых подходов к определению минимальной номинальной стоимости жилищных облигаций в привязке к стоимости квадратного метра жилья типовых потребительских качеств. Министерство финансов планирует внести изменения в инструкцию о порядке выпуска, обращения и погашения жилищных облигаций в части возможности привлечения средств граждан посредством жилищных облигаций на строительство нежилых помещений, а также гаражей-стоянок в рамках объектов жилищного строительства.-0-
БЕЛТА о новостях в стране и мире
БелТА (оригинал новости)