Перед выборами власть предпочтет затянуть пояса, чем рубить с плеча
Опыт девальвации 2011 года, когда национальная валюта подешевела почти втрое, судя по всему, настолько напугал белорусских чиновников, что теперь исправлять ситуацию решили по-европейски — включив меры жесткой экономии. Однако эксперты сомневаются, что выбранный путь решит все проблемы.
Жесткие меры финансово-кредитной и бюджетной политики предусмотрены Планом совместных действий по структурному реформированию экономики, который утвержден постановлением Совмина и Нацбанка № 895/15 от 10 октября.
Цель плана — ограничить внутренний спрос путем ужесточения условий выделения займов, сворачивания ряда государственных кредитных и инвестиционных программ, изъятия лишних рублей из экономики, урезания других госрасходов и повышения косвенных налогов (акцизы, НДС).
В самом анонсировании плана чиновниками Нацбанка и Совмина на брифинге 14 октября в Минске можно было заметить ряд любопытных моментов. Так, власть признала серьезные дисбалансы в экономике, нарастающие, по выражению замминистра финансов Максима Ермоловича, «угрожающими темпами», и не побоялась заговорить о фетише независимых аналитиков — структурных реформах.
Были сказаны и дежурные слова о сохранении социальной поддержки населения. Кроме того, чиновники объявили, что уже несколько дней назад план реформ передан в МВФ и что Минск хотел бы взять оттуда новый кредит.
Но самое главное, власть четко заявила, что представленный план — это принципиальный отказ от девальвации как механизма решения экономических проблем.
Страх перед дежавю победил
Очевидно, что решение отказаться от девальвации и вместо нее закрутить по максимуму бюджетные гайки — шаг, продиктованный страхом властей перед одномоментным падением уровня реальных доходов населения.
«Власть заинтересована, чтобы в выборный период зарубцевались раны от предыдущей девальвации», — объясняет фобии чиновников политолог Юрий Чаусов.
Социологи из НИСЭПИ (Вильнюс) подтверждают тезис о стойкой памяти белорусов в отношении девальвации 2011 года: рейтинг президента только спустя два года начал медленно возвращаться к докризисным показателям.
Однако для этого потребовались новый разогрев экономики, подъем средней зарплаты до 600 долларов и история с «Уралкалием», после которой официальные СМИ неустанно рисуют Александра Лукашенко спасителем белорусской независимости.
А поскольку времени до следующих выборов осталось всего ничего, велик риск, что очередную девальвацию (после новогодней 2009 года и обвальной 2011 года) к 2015 году народ не забудет.
По мнению Юрия Чаусова, здесь не нужно переоценивать угрозу: голосование белорусскую власть с ее избиркомами не свалит. Но вот кризис легитимности и озлобленный народ перед выборами официальному лидеру точно не нужны.
По канонам фрау Меркель
Пока экономическая мысль ЕС бьется вокруг вопроса о лучших путях выхода из кризиса, белорусская власть берет на вооружение советы самых консервативных лидеров Европы, вроде Ангелы Меркель, и начинает пресловутые меры жесткой экономии, предпочтя их девальвации.
По словам экономиста Сергея Чалого, размер дисбалансов в белорусской экономике не оставляет власти возможностей для промедления. «Проблемы с валютным курсом — только один из симптомов», — говорит аналитик.
По его словам, существуют глубокие проблемы с финансированием различных дефицитов. Так, без сокращения расходной части дефицит годового бюджета на данный момент может составить 13 трлн. рублей, отмечает Чалый.
Причины этого не скрывались даже на брифинге представителей правительства и Нацбанка: снижение налоговых поступлений в бюджет в связи с падением сбыта продукции предприятий реального сектора, разросшиеся расходы на государственные программы и инвестиции, проседание экспорта калийных удобрений и т.д.
Все это, вкупе с быстрорастущей зарплатой — ценой рабочей силы (невыгодным условием для экспортеров) — приводит к отрицательному внешнеторговому сальдо.
Как следствие, растет давление на белорусский рубль и золотовалютные резервы для его поддержания. Эффективный курс рубля, по мнению Чалого, завышен на 20-30%. К тому же население, предчувствуя неладное, с середины июня начало переводить рублевые вклады в валютные.
Однако эксперт считает, что власть напрасно отказывается от девальвации: «Валютный курс — инструмент макроэкономической политики. И сознательно лишать себя того, что в 2009 и 2011 году дало свои положительные результаты — неправильно».
Оба раза девальвация временно избавила экономику от дисбалансов. Другое дело, что желание во что бы то ни стало достичь новых зарплатных высот вскоре съело все позитивные эффекты болезненных мер.
11 октября реализация плана началась: Нацбанк рекомендовал коммерческим банкам, чтобы их кредитные портфели не росли больше чем на 1% в месяц. Иными словами, перед предприятиями, желающими получить кредит, кроме существующих заоблачных ставок встанут новые препятствия: банки просто не смогут выдавать новые займы.
Возможен обратный результат
Сергей Чалый подчеркивает, что политика затягивания поясов стала подвергаться серьезной критике в мире. «Как правило, она ведет к экономическому спаду, сокращению ВВП и политическим последствиям: нужно выбирать, кто будет нести на себе основную тяжесть этих мер», — отметил эксперт.
Одним из шагов по ужесточению денежно-кредитной политики должен стать рост процентных ставок с целью увеличения накоплений и извлечения из экономики лишних денег.
В свою очередь, эти меры, а также сокращение бюджетных расходов на госпрограммы и льготное кредитование неизбежно приведут к замедлению экономического роста вплоть до возможной рецессии. Про рост ВВП и зарплат можно будет временно забыть. Если власть не займется вопросом обеспечения занятости, весьма вероятен рост безработицы.
Некоторые аналитики предположили, что смелые планы рассчитаны исключительно на экспертов МВФ и получение спасительного кредита.
Однако это сделать будет весьма проблематично. Во-первых, эксперты Фонда давно привыкли к невыполняемым смелым обещаниям белорусских властей. А во-вторых, США, имеющие большинство голосов в МВФ, едва ли согласятся на выделение кредита правительству страны с политзаключенными в тюрьмах (прошлый раз кредит дали как раз в период потепления отношений с Западом).
Также справедливо встает вопрос, хватит ли смелости властям на объявленные болезненные меры. Спрогнозировать это трудно, учитывая, что принятие окончательных решений будет зависеть от одного человека. А он вполне может сорваться на предвыборную подкачку своего рейтинга новой порцией ядовитых для экономики бюджетных пряников.
Артем ШРАЙБМАН