Защита для покупателя

Источник материала:  

Сегодня продавцам на рынке легче заплатить штраф, чем указать на товаре цену и страну происхождения

Как показывает практика, чаще всего правила торговли нарушаются на рынках. Причем носят они настолько массовый и систематический характер, что начинает казаться, будто продавцы и предприниматели живут по своим нормам, отличным от общепринятых. Таким образом, покупателя ставят перед выбором: принимать негласные правила или идти дальше. Судя по уверенному виду продавцов, граждане выбирают первое, зачастую в ущерб себе. В этом убедилась корреспондент «Р», посетив столичный стройрынок вместе с представителями торговой инспекции.

Первое, что бросается в глаза, когда идешь в полдень между павильонами стройтехники и материалов, — закрытые двери и опущенные роллеты. У кого-то рабочий день то ли уже закончился, то ли еще не начинался. Покупатели ходят недовольные, несут потери и владельцы рынка. А ведь администрация установила рабочий график с 9.00 до 18.00, и нарушение графика работы грозит расторжением договора аренды. Правда, для этого руководство рынка должно выйти за пределы кабинетов.

— Вчера вечером мы прошлись по рынку, зафиксировали нарушения. Среди них — «собственный» график работы, отличный от установленного, нет информации о предпринимателе, у продавцов нет беджей, отсутствует книга замечаний и предложений. И во многих павильонах — ни цены, ни информации о товаре! — говорит начальник отдела торговой инспекции по Минску Наталья Василевская (на снимке).

Для наглядности направляемся к павильону, увешанному люстрами. Прочитать фамилию владельца на двери не получилось — вывеска давно выгорела, а чернил с тех пор так и не появилось. В дверях нас встречает мужчина в спортивном костюме и показывает свою продукцию.

— А где цены? — удивляемся мы.

— Что именно вас интересует? Я помню все цены наизусть, — уверяет продавец.

Мысли повесить ярлыки на люстры у него нет, несмотря на грозящий штраф до 10 базовых. Оно и не удивительно: стоимость светильников начинается от $ 300.

— Ценники придется часто менять, ведь мы измеряем стоимость в валюте. А курс каждый день новый. Закладывать же в цену курс в Br 10 тыс. или Br 12 тыс. я не хочу. К тому же ассортимент часто меняется. Максимум, что, возможно, и написал бы, так это стоимость, страну не указывал бы.

— Как так? Потребитель вправе знать страну происхождения товара, его характеристики, но нигде ни слова об этом, — возмущается Наталья Василевская.

— Вы за страной пришли или за качественным товаром? Хотите Италию или Германию купить? Таджикистан не устроит? Тогда у нас вам нечего делать, — сказал как отрезал продавец.

Так что имя изготовителя останется тайной за семью печатями. Если повезет, вам сообщат, что люстру привезли с выставки в Милане или Москве. А уж верить или не верить — решать покупателю.

— Если вы заинтересуетесь покупкой, могу часами рассказывать о продукции. Это же мои «дети», я о них знаю все. Неужели вы не можете того же сказать о своих детях?

— Если бы их у меня было столько, я бы не знала, — парирует Наталья Василевская. — Вы можете разместить всю информацию о товаре на одном листе, чтобы покупатель ее видел. На столе держите прайс, заверенный печатью и подписью, где будут указаны цена и страна происхождения. Это будет правильно.

Но у Александра нет для этого времени. И желания. И так пойдет, думает он. Когда, доставив товар домой, покупатель поймет, что купил не то, что хотел, прав у него уже никаких нет: люстры по правилам торговли не возвращаются. Да и претензии адресовать тоже, оказывается, некому: поди докажи, у кого брал, кому отдавал зеленые банкноты.

— Вчера все как один цены называли в условных единицах. Сегодня слух о проверке уже прошел, и продавцы судорожно пытаются перевести суммы в белорусские рубли. Некоторые даже не ориентируются в курсе, — делятся наблюдениями представители торговой инспекции.

В другом павильоне, с обоями, где месяц продавец работает под реквизитами прежнего владельца, цены честно указаны в сотнях тысяч белорусских рублей, значатся и страны происхождения, сплошь европейские. Но и здесь есть нарушения. Оказывается, на ярлыке должны быть подпись продавца или иного ответственного лица и дата оформления цен. Кроме того, к рулонам должна быть подколота этикетка или информация на русском или белорусском языке о свойствах товара. Так что теперь продавцу придется приносить упакованные трубки обоев, чтобы специалисты торг­инспекции сверили с теми, что в торговом зале. Решили начать со стоящих первыми в ассортиментом перечне фотообоев. А их нет! Вызванный из другого павильона коллега не с первого раза понимает, какие фотообои он брал и какие надо принести назад…

В торгинспекции рассказывают, что нарекания на купленные на рынке обои не такая уж и редкость: то рулоны по оттенку отличаются, то края неровные. Помимо этого, часто клей не клеит, смеси и замазки не держатся… Уже скоро количество жалоб увеличится: в торговой инспекции заработал «телефон доверия». Позвонив по минскому номеру 200-92-02, покупатели могут получить консультацию и сообщить об очевидных нарушениях.

Тем временем Наталья Василевская подытоживает:

— Сегодня мы работаем спокойно, продавцы не задают глупых вопросов, не пытаются устроить скандал. Решение о размере наказания решит суд. Нарушителям грозит максимум до Br 1,3 млн. Но эта сумма предпринимателей не пугает. Однако при повторном нарушении спрос будет больше.

Вновь на строительный рынок торгинспекция вернется не раньше чем через месяц и проверит, заставил ли суд продавцов взяться за ум и начать думать о покупателях, изучать их права, а не устанавливать свои правила. Ведь сегодняшние нарушители, когда покупают в магазине молоко, хотят знать, какой оно жирности и кто его произвел. И они получают эту информацию, потому что кто-то в своей работе во главу угла ставит заботу о потребителе.

←Продажа квартиры по доверенности. Чего стоит опасаться? Махинации и схемы обмана

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика