Проще подоить Россию, чем делать реформы
Верная примета: если белорусское правительство становится на словах страшно рыночным, то это означает, что нужда в деньгах отчаянная. И делается попытка кого-то раскрутить на энную сумму.
В эти дни Минск анонсирует намерение провести структурные реформы, развернуть широкую приватизацию, наверняка держа в голове вероятность новых займов от Антикризисного фонда ЕврАзЭС и МВФ. План совместных действий по структурному реформированию экономики, утвержденный постановлением правительства и Нацбанка № 895/15 от 10 октября, выглядит донельзя прогрессивным.
В Минске как будто прозрели, приняли к исполнению рекомендации кредиторов, которые прежде отметали. Но аналитики скептично оценивают степень реальной готовности руководства страны к реформам.
Во-первых, Александр Лукашенко в принципе ретроград. И уж тем более не рискнет он идти на ломку экономической модели перед президентскими выборами 2015 года.
Во-вторых, зачем ломать, если можно подоить Россию?
Поиск денег по всем азимутам
План структурного реформирования экономики страны уже передан представителям МВФ, сообщил 14 октября на брифинге в Минске представитель Совмина Александр Заборовский. Напомним, на днях белорусская делегация, в том числе министр экономики Николай Снопков и глава финансового ведомства Андрей Харковец, слетала в Вашингтон на заседание управляющих МВФ и Всемирного банка.
Между тем менее года назад Александр Лукашенкозаявил: «Жили мы без МВФ и будем жить. Спокойно, не надо особо переживать, что мы рухнем. Не рухнем, как кому-то хотелось бы». При этом глава государства не преминул разоблачить двойное дно заокеанских добродетелей: «МВФ в интересах Запада и Америки будет работать — они основные учредители».
Эти пассажи прозвучали, когда белорусский официальный лидер посещал в декабре 2012 года минский «Камволь». Тогда фишкой речей Лукашенко было словечко «модернизация». Но теперь его не слышно. Оказалось, что в саму модернизацию надо ввалить кучу денег, а их нет. И прежняя бравада: мол, проживем и без проклятых буржуинов — быстро испарилась.
У Беларуси и МВФ уже есть специфическая история отношений. В 2009–2010 годах Минск получил кредит в 3,5 млрд. долларов, что позволило удержаться на плаву во время первого удара мирового кризиса. Причем деньги были получены в период похолодания отношений с Москвой, которая давать взаймы тогда отказалась.
«…Американцы, кстати, молодцы, они нас поддержали там, — в порыве откровенности поведал постфактум Лукашенко в интервью Russia Today. — Американцы нас поддержали, без них МВФ не выдало бы эти кредиты. Мы выполнили все условия, вот мы им выплачиваем эти долги сейчас по кредитам. Это были самые дешевые кредиты».
Насчет своевременности, дешевизны кредита и этакого широкого жеста западников — все верно. Ну ладно, пусть не широкий жест, а проплата непризнания Абхазии и Южной Осетии в период международного обострения, вызванного российско-грузинской войной. Тем не менее, де-факто именно Запад спас «последнюю диктатуру Европы» от финансового обвала перед выборами-2010.
А вот с тем, что «мы выполнили все условия», независимые аналитики не согласны. По их мнению, Минск продинамил наивных эмвээфовцев по ряду принципиальных пунктов. Структурные реформы были заблокированы, приватизация заглохла, остались перекрестное субсидирование, разухабистое кредитование в рамках госпрограмм, политическая нагонка зарплат т.д.
Сейчас опять стало лихорадить, и открыт новый сезон охоты за деньгами по всем азимутам.
Наживка для МВФ: дубль два
Ныне белорусская экономика находится «в замкнутом кругу накопления дисбалансов и последующей макроэкономической корректировки», отметил в комментарии для Naviny.by аналитик BISS (Вильнюс) Александр Автушко-Сикорский. Поясним проще: гонится вал, печатаются пустые деньги, немеряно выдаются займы предприятиям, а потом приходится рубль раз за разом девальвировать.
Так вот, пункты плана реформ, принятого правительством и Совмином, формально устраняют ряд негативных моментов, которые вводят экономику в этот порочный круг, отмечает эксперт. Он допускает, что в условиях накопления диспропорций и приближения выборов власти готовы пойти на некоторые преобразования.
Однако наиболее вероятным собеседнику представляется вариант косметической реформы. «Будет продекларирована готовность к преобразованиям ровно до того уровня, которого хватит для получения кредитов», — прогнозирует Автушко-Сикорский.
При этом собеседник не исключает, что МВФ может повестись на обещания белорусских властей: «Поскольку предлагаемая программа реформ во многом совпадает с тем, что когда-то рекомендовал МВФ, подготовленный документ может показаться кредиторам жестом отчаяния в условиях накопления экономических проблем, тем самым сойдя за чистую монету».
Отметим: МВФ все же кое-что намотал на ус и теперь хочет гарантий реформ от президента. Но у нас же как? Сегодня гарантии дадут, а завтра скажут: да шли бы вы лесом, господа, не вам учить гордую республику!
Предыдущий опыт показывает: мало того что власти до последнего оттягивают реформы, так еще и после первых робких преобразований «появляется стопор», отметил комментарии для Naviny.byЕвгений Прейгерман, директор по исследованиям «Либерального клуба» (Минск).
Причем не стоит во всем винить главного белорусского начальника. Преобразования противоречат генерируемым в рамках системы интересам целого слоя чиновников, придворных бизнесменов, отмечает аналитик. В качестве примера он приводит торможение прежних программ приватизации местной вертикалью.
Реалистичность наполеоновских планов приватизации в 2014 году Прейгерман оценивает скептически. Уже стало общим местом говорить, что для Лукашенко приватизация — политический вопрос, это несет угрозы его власти, подчеркивает собеседник Naviny.by. По его словам, вероятна лишь точечная приватизация по хорошей цене, но 4,5 миллиарда долларов — это, пожалуй, из сферы фантастики.
К слову, изначальные требования АКФ ЕврАзЭС относительно приватизации на 2,5 млрд. долларов ежегодно Минск хладнокровно проигнорировал. Но Россия деньги все равно давала.
Коврижки от Москвы почти гарантированы
Что касается МВФ, то формально он вне политики, но ежу понятно, что Лукашенко должен как минимум выпустить политзаключенных. Иначе западники все заблокируют. И это тоже психологическая преграда для белорусского руководства.
Наконец, на Лукашенко давит фактор выборов, когда положено ударяться в популизм. Тут последние ресурсы надо в топку бросать, а не затягивать пояса: электорат не поймет. И это тоже тормоз для дискомфортных реформ.
Впрочем, на привередливых в плане макроэкономического контроля МВФ и АКФ ЕврАзЭС свет клином не сошелся. «Тут куда выгоднее будет с Москвой насчет годового баланса по нефти договориться», — полагает Автушко-Сикорский. Речь идет о желаемых для белорусской стороны повышенных объемах поставок нефти, чтобы загрузить НПЗ в Мозыре и Новополоцке и в итоге заработать больше валюты.
Добавим сюда легкий шантаж Кремля в вопросе пошлины на нефтепродукты, которые Беларусь экспортирует за пределы Таможенного союза. Лукашенко на пресс-конференции в минувшую пятницу угрожал «не потянуть» Таможенный союз, если Россия эту пошлину не отменит.
«Снятие пошлины как раз закроет нам дырку в бюджете из-за падения выручки «Беларуськалия». Но с перспективы сегодняшнего дня трудно сказать, договорятся ли стороны: пошлина генерирует почти четыре миллиарда долларов поступлений в российский бюджет», — говорит Автушко-Сикорский.
По мнению же Прейгермана, у Путина нет другого выхода, кроме как проплачивать в той или иной степени создание Евразийского союза. Москва будет тянуть вопрос с пошлинами на нефтепродукты, может быть, пожертвует не всей суммой, прогнозирует эксперт. Но так или иначе некие коврижки Минск получит.
Короче, мысли белорусского руководства сегодня, как и всегда, завязаны на поиск быстрых денег, а не трансформацию отжившей системы. Автушко-Сикорский моделирует логику властей так: «До выборов осталось полтора года, которые нужно пережить без проседания экономики, после этого про реформы можно забыть».
Так что реформаторские декларации правительства очень похожи на периодические клятвы алкоголика начать новую жизнь.
Александр КЛАСКОВСКИЙ