Лукашенко: разногласия с «Уралкалием» начались из-за нежелания продавать БКК
Разногласия с «Уралкалием» начались из-за нежелания белорусской стороны по дешевке продать Белорусскую калийную компанию. Об этом заявил сегодня Александр Лукашенко на пресс-конференции российским региональным СМИ, сообщает БЕЛТА.
Лукашенко подробно рассказал, как развивались отношения с российскими партнерами в рамках Белорусской калийной компании.
По словам главы государства, период председательства в наблюдательном совете Белорусской калийной компании Дмитрия Рыболовлева был золотым временем: в течение двух-трех лет цена калийных удобрений дошла до 900 долларов за тонну, ежегодно страна получала 4 млрд. долларов выручки.
«Через некоторое время на Рыболовлева наехали, сказали: не отдашь акции — или посадим, или голову отвернем, — рассказал Александр Лукашенко. — Я его не защищаю. Но он работал честно: как договорились, так и работал». «Не буду называть цифру, за которую продал. Хорошая цифра, но это мизер от того, что стоила компания. И его вышвырнули», — добавил белорусский лидер.
Лукашенко отметил, что ставший основным акционером «Уралкалия» Сулейман Керимов обещал заниматься развитием производства калийных удобрений. «Позже слышим: мы выходим из Белорусской калийной компании, разрываем отношения, будем торговать сами и притом — объемы превыше цены. То есть готовы на рынок выбросить столько калийных удобрений, что плевать на цену, пусть обваливается. И тем самым они обвалили весь калийный рынок, нанесли ущерб бюджетам государств», — напомнил Лукашенко
По его словам, российская сторона не захотела проводить заседание наблюдательного совета для утверждения нового директора БКК. «Мы решение можем принять только вместе, а они не хотят, чтобы принималось это решение. Мы согласовали назначение нового директора, они просто наблюдательный совет не проводят, не приезжают, чтобы утвердить это решение. Зачем? Говорят, они хотят положить нас на лопатки, занять наши рынки», — отметил Лукашенко.
«Но до этого была попытка купить Белорусскую калийную компанию. Приезжает ко мне человек: я вам передаю, вы меня простите, то, что мне сказали: 10 млрд. долларов — государству, 5 млрд. — мне. Я сказал: иди и передай ему, появится — посадим. Все, отошел от этого, не предлагает. Но удила закусил», — сказал Лукашенко.
«Обида. Не продал. Вот и пошли разногласия», — отметил Александр Лукашенко.
Он также напомнил, что «Уралкалий» за последний год продал 80% удобрений через зарегистрированную в Швейцарии компанию и только 20% — через БКК. «Потому что там можно было отмывать деньги, — сказал Лукашенко. — Начали блокировать нашу компанию, не дают работать».
Глава государства рассказал, что попросил Михаила Гуцериева передать Сулейману Керимову, что если он будет вести себя так и дальше и мешать работать, то он возбудит уголовное дело в Беларуси и объявит в международный розыск.
«У меня просьба одна: не блокируйте решения Белорусской калийной компании. Проведите наблюдательный совет, назначим нового директора — уходите куда хотите, мы будем без вас работать. Через три дня приезжает Гуцериев и говорит: не буду обманывать, послал. Послал так послал, — сказал Президент. — У наших правоохранителей уже куча этих материалов. Я говорю: действуйте по закону. Они возбудили уголовное дело, объявили его в розыск».
«И тут я получаю опять же от него сигнал: простите, я виноват. Я говорю: хорошо, я могу простить, но вы нанесли, во-первых, огромный ущерб, во-вторых, мы создали новую компанию, через нее торгуем, поезд ушел. Хорошо, я тебя прощаю, иди с богом. Мне все равно, что с тобой. Но уголовное дело мы не закроем», — отметил глава государства.
По его словам, еще надо посмотреть, как «Сильвинит» присоединяли к «Уралкалию». «Я знаю как. Мне рассказали. Это уголовщина. Но это ваше дело», — отметил Лукашенко.
«Мы производили почти половину мировых удобрений. Без нас, пока мы в Китае, в Индии, в Бразилии не заключим контракты, никто не заключал контракт. Все на нас ориентировались. Что было плохо для калийщиков и для России? — сказал Лукашенко. — В этом году вы получите 1 млрд., мы — 1,5 млрд. долларов. Ладно, у вас есть чем заместить эти 3 млрд. долларов. А мы чем заместим?».