Белорусские фирмы пока не хотят оплачивать подготовку специалистов для своих нужд
В Беларуси работодатель пока не заинтересован инвестировать в систему профобразования, заявил ректор Республиканского института профессионального образования (РИПО) Аркадий Шкляр 8 октября в Минске на конференции в рамках Дня немецкой экономики.
"Мы слабы в аспекте заинтересованности работодателя в привлечении средств для развития дуального профобразования", — сказал Шкляр. Суть дуальной системы подготовки профессиональных кадров в том, что практика занимает значительное место в процессе обучения, а профессиональная подготовка ориентируется на требования рынка труда. Заказ на профессионалов формирует бизнес, обучение специалиста финансирует фирма, заинтересованная в нем.
Дуальная система активно используется в Германии, пишет БелаПАН со ссылкой на специалиста.
Шкляр отметил, что в Беларуси ищут, как заинтересовать работодателя в подготовке кадров, а не заставлять это делать различными постановлениями. Уровень подготовки кадров и количество трудовых ресурсов являются "острой проблемой с точки зрения развития инновационной экономики и привлечения инвестиций", сказал ректор РИПО.
В лучшую сторону, по словам специалиста, ситуация может измениться, если работодатели будут стремиться формировать квалификационные компетенции на рынке труда. Шкляр призвал готовых это делать обращаться в РИПО, где, например, могут поспособствовать введению в классификатор Минтруда новой специальности. В качестве примера он привел столичный лицей № 12, где создан учебный центр с участием инвестиций немецкого концерна Uzin Utz. В результате там стали обучать по профессии "укладчик пола", которая была введена в классификатор.
В целом в Беларуси, сказал Шкляр, используются элементы дуального образования, однако пока качество подготовки специалистов не может соответствовать немецким стандартам. Во-первых, из-за неактивности работодателей, во-вторых, недостаточной материально-технической базы. Последняя проблема постепенно решается посредством создания ресурсных центров при учреждениях образования, где концентрируются материальные и кадровые ресурсы.