"Экономика на пальцах". Беларусь остается наедине с кризисом. Помощи ждать не от кого?
В очередной программе Сергея Чалого "Экономика на пальцах" мы анализировали три главные новости: тупик в отношениях с Китаем, приезд Грефа и ситуацию на валютном рынке.
Пару дней назад как-то незаметно прошла новость о том, что Китай собирается арендовать в Украине три миллиона гектаров сельхозугодий сроком на 50 лет для обеспечения своей продовольственной безопасности. Можно предположить, что интересы Китая простираются дальше, особенно на волне желания Украины интегрироваться в ЕС. Зачем тогда Китаю Беларусь? Попробуем дать ответ на этот вопрос.
Тревожные новости приходят с финансовых рынков Беларуси. Новые данные по чистым иностранным активам банковской системы показали, что они потеряли миллиард долларов за август. Ставки на межбанковском рынке уже 60%! На этом фоне прилет председателя правления Сбербанка России Германа Грефа можно расценить как глубокую разведку на местности.
Постановление Нацбанка об ограничении процентной ставки / Про приезд Германа Грефа / Прогноз Минэкономразвития о девальвации 37% / Положение Украины / Китайско-украинская сделка / Покупка Китаем 12,5% акций "Уралкалия"
Традиционно в студии Сергей Чалый и журналист "Европейского радио для Беларуси" Павел Свердлов.
Посмотреть видео (файл будет загружен на ваше устройство)
Каждый месяц доллару дают плюс 100 рублей. На этой неделе Белстат дал данные о выполнении прогноза социально-экономического развития на 2013 год.
График чистых иностранных активов достаточно красноречив и продолжает намеченную тенденцию. Я точками поставил маркеры значений в каждом месяце. 5 месяцев этого года была прямая линия, а начиная с лета она стремится вверх.
Сейчас чистые иностранные активы даже меньше 1 млрд долларов. По графикам на межбанке видно, что мы уже несколько дней вблизи 60%. Пиковое значение - 80%.
Если раньше это были пиковые значения, то сейчас эти 60%, по всей видимости, новое плато. Когда ставки выбились за 60%, помог Банк развития, очевидно, по просьбе Нацбанка. Раньше мы говорили, что настоящая стоимость денег определяется не ставкой рефинансирования, а верхней стоимостью предоставления ликвидности. Но даже она теперь не играет никакой роли. Стоимость ресурсов определяется пожеланиями Нацбанка и действиями Банка развития - теми, у кого есть деньги.
Все госбанки приостановили кредитование строительства недвижимости. Раньше процентная ставка была 28% (ставка рефинансирования плюс 5%), сейчас плюс 15%. Фактически такие же кредиты выдают и остальные банки. Иными словами, ликвидировали как таковое понятие льготных кредитов. Кредиты на улучшение жилищных условий нуждающихся в этом граждан (список еще и был сокращен) предоставляются государственными банками под 38,5% годовых. Добро пожаловать в социально ориентированную рыночную экономику!
Постановление Нацбанка об ограничении процентной ставки
Принято постановление Нацбанка, которое предназначено уменьшить риски кредитования. Как минимум Нацбанк будет ограничивать потребительские кредиты. Ермакова говорила, что 130% - это слишком много, а Дубков сказал, что уже в районе 70% - это много. А я говорю, что и 38,5% много. В Украине сейчас процентные ставки 15-20%, и они считают их очень высокими. Суть идеи следующая: чем выше процентная ставка, под которую ты даешь кредиты, тем более рискованным считается это вложение. Нацбанк, понимая, что риск вложений растет, старается ограничивать размер денег, которые ты можешь выдать на величину привлеченных средств.
У нас серьезно растут проблемные кредиты. Физическим лицам с начала года объем кредитов вырос на 24%, а проблемная задолженность - на 79%. С юрлицами то же самое - 76%. Правила меняются таким образом, что эти 70%, про которые говорил Дубков, попадают в пятую группу риска. При новом постановлении процентная ставка, превышающая в 2,5 раза ставку рефинансирования, степень риска составляет 500%. Это означает, что на один рубль собственного капитала ты можешь выдать только 2 рубля кредита. В настоящее время при тех же 75% ты можешь на один рубль собственного капитала иметь плечо один к тринадцати. Это при той же процентной ставке. Это означает, что если ты хочешь и дальше выдавать кредиты, увеличивай собственный капитал.
У любого бизнеса есть понятие доходности на вложенный капитал. На собственный капитал и считается вся доходность. Дальше банк работает на привлеченные средства, на чужие деньги. Все его искусство заключается в том, чтобы набрать такой портфель пассивов и выдать такой портфель активов, чтобы не разориться. Их задача - управление рисками. Сейчас депозиты стоят 40-45%, брутто стоимость денег для банка еще выше - 45-50%. Если им оставаться в горизонте 60%, это 10 процентных пунктов. В ставку должен быть заложен невозврат и проблемы с обслуживанием остальных кредитов. Он просто не покрывает эти риски. Проще говоря, по этим ставкам кредитов просто не будет. Но спрос никуда не денется. Он уже перетекает в быстрые кредиты, к микрофинансовым учреждениям. Это не сберегательно-кредитные учреждения, а кредитные кооперативы. Они не регулируются, как банки, и могут ставить какую угодно ставку, и у них нет резервных требований. Правда, Нацбанк готовит решение, чтобы регулировать и их.
Спрос никуда не денется, и появится серый рынок. Состоятельные люди будут с нотариусом под залог выдавать кредиты под несколько процентов в месяц.
Что будет с банковской системой?
Такого рода кредитами занимались средние и мелкие банки. Они больше всего зависят от депозитов.
Не может быть такого, что они будут дополнительно страховаться от невозврата кредитов?
Бесполезно, потому что эти риски невозможно оценить. До сих пор не существует бюро кредитных историй. Пока его нет, даже те, кто будут возвращать деньги, вынуждены платить высокую процентную ставку, потому что в ней заложены риски. По всей видимости, это будет означать сворачивание такого рода кредитования и автоматически уменьшение потребности в депозитах под 40-45%.
Решение об ограничении выдачи рискованных потребительских кредитов Нацбанк принимал, руководствуясь тем, насколько легко его будет администрировать. В России аналогичная ситуация, но там поступили тоньше. Допустимое отклонение от среднерыночной ставки должно быть не более 30%. Если среднерыночная ставка 10%, то максимальным потолком будет 13%. Принципиально важно, что это рыночное решение. Берется даже не одна ставка, а делится в зависимости от видов и сроков кредитов. Решение более сложное, но лучшее. Поскольку ставка рефинансирования вообще не имеет никакого отношения к рынку, русское решение гораздо более грамотное.
Появился слух, что будет введен налог на валютно-обменные операции: для юридических лиц - 1%, для физических лиц - 10%.
Это на любую операцию: и покупку, и продажу. Честно говоря, мало верится. Такого никогда не было, даже в самых тяжелых ситуациях таких глупых решений не принимали. Определенная доля правдоподобия есть в том, что выбран 1% для юрлиц. Я думаю, что это глупость.
Судя по всему, валюты действительно мало, потому что объемы межбанковского рынка низкие. Сначала валютные облигации были еще одним инструментом вложения денег. Там был довольно высокий процент. Начиная с лета 2013 года Нацбанк стал стимулировать банки приобретать эти инструменты, теперь они становятся главными в пополнении валютных резервов.
На валютном аукционе был не очень большой объем к выпуску - 100 млн долларов. Это как раз та сумма, которую нужно найти в течение месяца для исполнения своих внешних обязательств. Минфин в релизе сказал, что аукцион признан состоявшимся, поступившие заявки удовлетворены в полном объеме. При этом объем был 22,5 млн долларов. Собственно, банки сумели наскрести рублей только на покупку 20 млн долларов. Потом Минфин сообщал, что попытается предложить оставшиеся 77 млн.
Формально такие инструменты позволяют Минфину сказать, что это не внешний долг, а внутренний. Строго говоря, с точки зрения буквы закона это действительно так. Но с точки зрения физического смысла любой долг, номинированный в иностранной валюте, это внешний долг. Главный вопрос: каковы риски и стоимость обслуживания этого долга? Наша экономика крутится в рублях. Когда стоимость иностранной валюты вырастает, это означает, что стоимость обслуживания этого долга тоже вырастает. Нагрузка на экономику растет, и риски те же самые, как если бы это был внешний долг.
Про приезд Германа Грефа
Я процитирую важные вещи. Греф отметил, что ситуация на калийном рынке сложная. Но "пока мы только инвестируем в Беларусь и не взяли еще ни копейки прибыли. Хочу заметить, что каждая девальвация несет нам огромные убытки, которые связаны с курсовой разницей и другими моментами. Но даже несмотря на сложные условия, мы считаем свои инвестиции сюда успешными". Какая "каждая девальвация"? Пока была одна. Есть версия, что во многом он сюда приезжал, чтобы узнать планы Нацбанка.
Прогноз Минэкономразвития о девальвации 37%
Это прогноз на 2014 до 2016 года. В 2015 должен начать работать Евразийский экономический союз. К уже имеющимся договоренностям добавится гармонизация налогово-бюджетной политики и только после этого некий валютный союз. Кредит ЕврАзЭС был в какой-то степени инструментом контроля нашей макроэкономической политики.
Если есть вопросы относительно точности этих прогнозов, гляньте новости последних дней: МВФ, Мировой банк, консалтингово-рейтинговые мировые финансовые институты - все начинают понижать в этом году прогнозы в отношении в том числе России. Гораздо важнее здесь не заголовочная цифра 37%, а сопроводительная часть. Там написано, что главным драйвером экономики сейчас является внутренний спрос. 20%-ный рост розничного товарооборота напрямую связан с практически 20%-ным розничным располагаемым доходом домохозяйств. Причем ни производительность труда, ни ВВП такими темпами не растут. Дефицит текущего счета увеличивается. На этот год они его планируют на 4,6% от ВВП. Но проблема не в большом дефиците, а в источниках его финансирования. С точки зрения роста ВВП риски в понижательную сторону, потому что, очевидно, такими темпами доходы населения уже расти не будут.
Основная проблема - это давление на курс белорусского рубля, связанное с замедлением экономического роста и ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры, завышенными доходами и недостаточными источниками финансирования дефицита текущего счета. В этих условиях они предполагают, что девальвация на 37% позволит повысить конкурентоспособность белорусского экспорта, что позволит сократить дефицит текущего счета с 3 млрд до 2 млрд.
Правильнее было бы давать не прогноз, а коридор - от и до. Все ухватились за 37%, потому что это хорошо звучит. Никто сейчас не имеет возможности это посчитать, просто потому, что это должен решить рынок. Более того, я бы даже предостерегал от попыток считать. Можно прикидывать диапазон, но нельзя этим руководствоваться для принятия решений Нацбанку. Все, что от него требуется, это перестать упираться ради 100 рублей в месяц. Нужно просто ничего не трогать руками.
Процитирую очень осторожное мнение председателя правления МТБанка: "Сейчас на финансовом рынке продолжается турбулентность. Не может быть стабилизации только в финансовой сфере. Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока не начнут происходить структурные реформы в экономике".
Я сделал график в качестве полемики с Надеждой Ермаковой относительного того, что Нацбанк считает, что разовая девальвация не дает экономического результата. Я привел в пример девальвацию 2 января 2009 года, как потом оказалось, недостаточную. Я сделал график счета помесячных текущих операций. Линия уходит в минус примерно со второй половины 2008 года. К концу 2008 года доходит до абсолютного минимума, а начиная с 2009 года - первый же подъем наверх. В первом квартале 2010 года мы возвращаемся к нулю. Так как можно говорить, что девальвация не дала результатов? Потом график пошел вниз, потому что девальвация должна сопровождаться соответственной денежно-кредитной политикой, и она была таковой в течение 2009 года.
Положение Украины
Осталось буквально пару месяцев до Вильнюсского саммита Восточного партнерства, на котором, предположительно, будет объявлено, что Украина подписывает соглашение об ассоциации с ЕС. Весь проект ТС, ЕЭП вертелся вокруг Украины. Это политический проект, ведь Россия не получает серьезных рынков сбыта ни в Беларуси, ни в Казахстане. За любой политический проект, раз он не несет экономического смысла, нужно платить экономическую цену, что Россия и делает. Сначала Украину задабривали. Там существует большое количество примерно равных по силам экономических группировок, которые когда-то договорились решать все вопросы в Раде.
В выкручивание рук России включался скандал с Roshen. Не так для России важен этот шоколад. Roshen - это средняя часть фамилии Порошенко, владельца Roshen, одного из самых крутых олигархов Украины. Когда Янукович приходил к власти, было довольно серьезное политическое и экономическое лобби в пользу того, чтобы поддерживать максимально благоприятный режим отношений с Россией.
Янукович всегда рассматривался как пророссийский кандидат.
Баланс элит был таков, что мнения разошлись пополам. Выкручивание рук и угрозы России привели к уникальному результату: историческое событие - впервые в Украине сложился консенсус элит относительно того, что будущее Украины в ЕС. Когда Украина вступала в ВТО поперек России, со стороны российских экономических "экспертов" были не менее апокалиптические прогнозы. В действительности это помогло Украине. Под влиянием рыночных сил они стали проводить структурные реформы, связанные с тем, что депрессивные отрасли сокращали свое присутствие в экономике, а конкурентоспособные отрасли модернизировались и повышали свою конкурентоспособность на внешних рынках.
С геополитической сточки зрения ассоциация Украины с ЕС - одно из самых крутых событий на десятилетия вперед. Будущая программа взаимодействия с МВФ спасает Украину от дефолта даже в случае применения ответных мер, которыми грозит Россия. Это соглашение об ассоциации с ЕС означает зону свободной торговли с ЕС.
20 сентября Путин ответил, что будет делать Россия в ответ на заключение между Украиной и Молдовой соглашения об ассоциации. Он говорит, что действия России будут лежать в экономической сфере. Дальше два интересных тезиса: "Куда Молдова вино продает? Во Францию, что ли? Французы ни одной бутылки, наверное, молдавского вина не позволят продать у себя на территории. И в Италии это невозможно. Попробуйте, завезите - фермеры и виноделы перевернут все коробки, разобьют и выкинут в канаву". Его представление такое: все пока продается в России. Дальше: "Все идет на наш рынок. Но вот подпишет, дай ему бог здоровья, молдавский руководитель этот документ, придет на молдавский рынок дешевое и качественное французское и итальянское вино, куда денется молдавское? Все к нам хлынет. А у нас есть еще и подозрения, что под видом молдавского и украинского товара к нам пойдут товары с третьих стран".
Украинское вино, более дешевое, целиком идет на русский рынок. Если они подпишут соглашение с ЕС, более дешевое западное вино хлынет на рынок Украины. Представь себе структуру цен в голове Путина: в России она самая высокая, в Украине она ниже, а в Европе она еще ниже. По словам человека, который стремится к созданию ТС, получается, что в ТС цены выше, чем у стран СНГ, которые не входят в него, и еще ниже, чем в странах ЕС. Он сам хоть понял, что сказал?
25 сентября еврокомиссар по сельскому хозяйству сказал о том, что ЕС отменяет все ограничения на поставки молдавских вин в ЕС.
Украина будет иметь программу с МВФ, скорее всего, свободную торговлю с Европой. Даже когда у них точно так же, как у нас, в тюрьме сидит кандидат в президенты на прошлых выборах, они, вероятнее всего, будут иметь нормальные отношения ЕС и международными финансовыми организациями. И структура их экономики меняется без всяких лозунгов в нужном направлении.
Китайско-украинская сделка
Появилась информация, что до 50 лет в аренду китайская фирма покупала 3 тыс. га земли с возможностью расширить до 3 млн га (это 5% площади Украины). Это земля сельскохозяйственного значения. Затем появилось опровержение, которое раскрывает условия той сделки, которая на самом деле состоялась. Китайский банк выделяет Украине займ на развитие сельского хозяйства 3 млрд долларов. Они пойдут на закупку семян, оборудования и постройку завода удобрений. Украина ежегодно импортирует на 1 млрд удобрений. Помимо удобрений, будет построен завод средств борьбы с вредителями.
Украинская компания в рамках этого же проекта строит хайвей в Крыму, а также мост через Керчинский пролив. Суть опровержений в том, что сотрудничество с Китаем на самом деле маленькое. Но на минуточку, это проекты, 3 млрд долларов, на их месте должна была быть Беларусь. Куда потом пойдет продовольствие, которое будет производиться в Украине? Конечно, в Европу. Все, что у нас пока есть, это заявление о 500 млн долларов и 516 млн юанями.
Мы пытались стать для Китая мостом куда? В Европу? Украина там вот-вот будет. Какие у нас конкурентные преимущества по сравнению с Украиной? Зато у нас есть ТС. А зачем Китаю ради того, чтобы входить в ТС, вкладываться в самую маленькую страну вместо Казахстана, который граничит с Китаем?
Си Цзиньпин съездил в десятидневное турне по 4 среднеазиатским странам. Туркмения - 5 млн человек. В результате подписанных соглашений в течение 7 лет объем поставки туркменского газа в Китай утраивается до 65 млрд м3. Весь "Газпром" во все страны дальнего зарубежья поставляет 150 млрд м3. Киргизия - тоже 5,5 млн человек. Кредит властям на 3 млрд долларов (страна вполовину меньше, чем мы). Из этих денег половина - строительство трубопровода в Китай. На одном транзите выгода киргизов примерно 40 млн долларов. Узбекистан - контракт на 15 млрд долларов. В Казахстане - в два раза больше.
Китай вытесняет Россию.
Что Россия может сказать по этому поводу? Даже с Украиной становится понятно, что нет инструментов воздействия, кроме топанья ногами.
30 млрд долларов - межправительственное соглашение Казахстан - Китай. Оно затрагивает сразу несколько депрессивных регионов Казахстана, создавая там движение. Китай покупает долю в месторождении Кашаган, порядка 8,3%. Запасы нефти - 38 млрд баррелей, извлекаются около 10 млрд баррелей. Плюс около 1 трлн кубометров газа. Также заключено 6 двусторонних соглашений суммой 22 млрд долларов в сфере энергетики, развития логистики, инфраструктуры, строительства новых дорог. И наконец, декларация о всестороннем стратегическом партнерстве между странами до 2020 года.
Совершенно понятно, что интерес Китая к Беларуси гораздо скромнее.
Все, чем мы хвалимся, лучше есть у соседей. Наше отношение к Китаю было: он решит все наши проблемы.
Покупка Китаем 12,5% акций "Уралкалия"
Это были на самом деле выпущенные в пользу Китая конвертируемые облигации на 12,5% уставного капитала. Это было в конце 2012 года. Они были выпущены ради рефинансирования уже существующего долга.
Финансовая ситуация "Уралкалия" такова, что приходится работать таким образом. Эта сделка состоялась в конце августа, в начале сентября. "Уралкалий" четко сказал, что их воли там не было. Иными словами, состоялась преждевременная сделка, о которой уведомила китайская сторона. Это означает, что во всех сделках, которые являются кредитом под залог акций, присутствуют некие условия, в которых эта сделка может быть исполнена досрочно. Либо изменяется структура собственности в этой компании, либо наступает Margin Call. Когда произошло падение акций, вполне возможно, китайцы решили брать акциями, то есть взять их в собственность. Это свидетельствует о том, что либо сделка о продаже завершена, но мы еще об этом не знаем, либо возник Margin Call, что тоже не очень хорошо. Такая доля позволяет китайской стороне сейчас претендовать на одно место в совете директоров. Это автоматически позволяет им частично влиять на стратегию компании.
Иными словами, это означает усиление позиции покупателя. В принципе это влияет на весь калийный рынок и уменьшает шансы на восстановление полноценного картеля, партнерство "Уралкалия" с "Беларуськалием".