1001 ночь Мясниковича: сколько еще продержится премьер?
На этой неделе срок пребывания Михаила Мясниковича на посту премьер-министра Беларуси перевалил за 1000 суток. За это время команда Мясниковича выполняла разношерстные задачи: боролась с кризисом, обеспечивала финансовую стабильность и готовила почву для экономического роста. Однако, вместо запланированного роста в экономике появилось немало проблем, которые могут привести к радикальным кадровым перестановкам в правительстве.
Фантастика и быль
Нынешний состав правительства президент назначал для выполнения задач на пятилетку, поставленных четвертым Всебелорусским народным собранием. Цели были амбициозными, напомним о главной: обеспечить рост ВВП более чем на 10% в год (или на 62-68% за пять лет). Мясникович, еще до назначения премьер-министром, называл задачи на пятилетку беспрецедентными.
«Никогда в своей истории Беларусь не ставила столь трудную задачу как сегодня – обеспечить за пять лет прирост экономики на две трети», — констатировал будущий глава правительства, выступая в декабре 2010-го на Всебелорусском народном собрании.
В первые месяцы 2011-го беспрецедентная задача, казалось, может быть достижимой. За январь-май 2011-го рост ВВП составил 12,5%. «Это фантастика, в Китае этого нет!», — восклицал первый вице-премьер Владимир Семашко. Однако, темпы роста ВВП вскоре стали снижаться, а директивное кредитование экономики, обусловившее высокие показатели, обернулась в позапрошлом году «фантастической» девальвацией, которая ранее наблюдалась только в Зимбабве.
Резкой девальвации в позапрошлом году удалось бы избежать, если бы своевременно перестали накачивать экономику рублями, убежден директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
«Директивное кредитование госпрограмм было первопричиной дисбалансов в экономике, которые и привели к девальвации. Продолжение директивного кредитования в позапрошлом году привело к тому, что обесценение рубля было резким», — отмечает Чубрик.
Валютный кризис 2011 года имел и одно позитивное последствие: в стенах правительства активизировались разговоры о необходимости структурных реформ в экономике.
«В позапрошлом году правительство впервые за многие годы подготовило проект прогноза социально-экономического развития, который предусматривал структурные изменения в экономике», — вспоминает Александр Чубрик.
Рыночные устремления правительства были громко и публично озвучены 8 ноября 2011 года на заседании правительства. Сторонником рыночных реформ выступал тогдашний вице-премьер Сергей Румас, которого поддержал Михаил Мясникович. Однако спустя несколько дней выяснилось, что категорически против «экономики Мясниковича-Румаса» выступает президент, и после этого рыночные устремления правительства закончились.
В начале 2012 года темпы экономического роста начали вновь быстро расти, однако после сворачивания растворительного бизнеса белорусский ВВП стал постоянно снижаться. Тем не менее, правительство, наученное горьким опытом 2011-го, не стало бросать административный ресурс на выполнение годового прогноза по росту ВВП, а пыталось удержать хрупкую стабильность на финансовом рынке. Готовность принести в жертву прогнозные показатели в 2012 году эксперты относят к заслугам нынешнего состава правительства и Нацбанка.
Уйдут в обнимку?
Правда, на 2013 год правительство вновь подготовило прогноз, отталкиваясь не от возможностей экономики, а от амбициозных задач на пятилетку, утвержденных четвертым Всебелорусским собранием. Как следствие, экономический прогноз правительства на текущий год, предусматривавший рост ВВП на 8,5%, получился нереалистичным и невыполнимым.
«Планы на текущий год не были адекватно проанализированы с учетом имеющихся финансовых, производственных, трудовых ресурсов. Фактически план на текущий год был голой декларацией», — говорит заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
Действительность оказалась очень далека от плана. Рост ВВП за январь-август составил всего лишь 1,1%, ведущие промышленные предприятия на фоне снижения внешнего спроса значительно увеличили свои складские запасы. Как следствие, финансовые показатели предприятий, мягко говоря, не радуют. К слову, чистая прибыль промышленных предприятий Минска в январе-июле составила 3,1 трлн. рублей и сократилась в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Неблагоприятная ситуация в экономике вызывает недовольство у Александра Лукашенко, который требует от правительства в считанные месяцы устранить накопившиеся дисбалансы. В частности, в первой декаде сентября за невыполнение к 1 января заданий по разгрузке складов президент пригрозил отставкой правительству и директорам предприятий.
«Если вы не выйдете на то, что обещали, ни Семашко, ни директоров в этих должностях не будет. И еще оценку дадим премьер-министру, может быть, он вместе с вами в обнимку уйдет», — заявил Лукашенко 6 сентября.
Надо сказать, что белорусский президент и ранее грозил правительству отставкой, однако в начале 2014 года серьезные кадровые перестановки в Совмине реально могут произойти, считают эксперты.
«Вероятность отставки правительства в начале будущего года составляет более 50%», — полагает Георгий Гриц. По мнению эксперта, кадровые перестановки могут произойти и ранее, если рубль начнет быстро обесцениваться. «Если будет резкая девальвация рубля, это событие может ускориться», — считает Гриц.
По мнению наблюдателей, отставка правительства в начале будущего года может произойти не только по экономическим, но и по политическим причинам. «Объективные факторы свидетельствуют в пользу того, что президент поменяет правительство и формальным поводом для этого может быть невыполнение прогнозных показателей в 2013 году», — говорит старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов.
С политтехнологической точки зрения отставка правительства в начале будущего года была бы рациональна, считает политолог.
«Накануне президентской кампании для Александра Лукашенко будет важно отмежеваться от ошибок в экономике, которые якобы сделало правительство, и отправить его в отставку. Новое правительство будет выполнять функции по подготовке к очередным президентским выборам, которые запланированы на 2015 год», — считает Денис Мельянцов.
Однако, большой «скамейки запасных» нет. «Кадровый резерв минимален: либералы – «пятая колонна», а советские «зубры» уже заканчиваются», — полагает экономист Леонид Злотников. Поэтому даже в случае смены правительства серьезных изменений в экономической политике эксперт не ожидает, тем более что люди, приходящие в Совмин, самостоятельными не являются.
«Персоналии в правительстве погоду не делают, все ключевые решения принимаются в Администрации президента, а там рыночного духа и близко не видно», — резюмировал Злотников.
Дмитрий ЗАЯЦ