Поставим на рынок качественный продукт, получим и высокую добавленную стоимость

Источник материала:  
В УСЛОВИЯХ постоянного роста стоимости горючего, техники, удобрений приходится работать белорусским аграриям. Да и погода так и норовит подставить подножку, а это стоит дополнительных усилий. Тем не менее определенные достижения есть на многих направлениях, но они могут и должны быть куда весомее. Способны ли мы сами обеспечить себя семенами, как меняется структура посевных площадей, почему Минсельхозпрод осторожно подходит к повышению закупочных цен? На эти и другие вопросы «БН» отвечает заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия республики Василий ПАВЛОВСКИЙ.

— Василий Константинович, нынешний год для сельчан весьма непростой — затяжная весна, затем засуха в некоторых регионах уменьшили урожай многих сельхозкультур. Тем не менее удалось собрать 7 миллионов тонн зерна. Какие выводы можно извлечь из минувшей страды?

— Прогнозы в сельском хозяйстве — дело неблагодарное, конечный успех будет зависеть от множества факторов: погоды, мастерства людей на местах, умения принимать гибкие решения на уровне руководства. В этом году было сделано максимально все, чтобы получить хороший урожай. На что и настраивались, к нему готовились, тем более что перезимовали в целом неплохо. Но снег на полях лежал не как обычно 90—100 дней, а 130—140. Произошло выпревание, а затем и заражение озимых, потом засуха в ряде регионов. Вот вам и прямые потери. Главный вывод — надо теснее работать вместе с учеными над созданием отечественных сельскохозяйственных культур — как озимых, так и яровых. В последние годы больше внимания уделяли хозяйственно полезным признакам. Скажем, искали сорта с меньшим содержанием белка для пивоваренного ячменя, а он занимает более половины всего ячменного клина. А ведь повышение белка только на один-два процента дает возможность снять все вопросы в кормопроизводстве.

Упустили и такой немаловажный фактор, как зимостойкость озимых. Посещая российские регионы — Подмосковье, Брянскую, Орловскую области, Краснодарский край, — убеждаешься, что там озимые лучше приспособлены к местным условиям. В этом компоненте нам еще работать и работать.

Нынче более 250 тысяч гектаров озимых и яровых зерновых списано. При подобной технической оснащенности села, наличии современных технологий мы, конечно, не должны допускать такого. Для пополнения урожая на таких почвах надо было высевать просо, гречиху, кормовые злаки. Земля просто прогуляла. Это еще один урок, из которого мы сделали нужные выводы.

— Затраты на выращивание всех без исключения культур с каждым годом увеличиваются. Это подтверждается ростом цен на горючее, технику, удобрения. Планирует ли Минсельхозпрод и дальше повышать закупочные цены на сельхозпродукцию? В прошлом году удалось их сдержать. Какая прогнозируется ситуация в ближайшем будущем?

— В целом по растениеводству рост закупочных цен не предусматривается. Нынче перед уборочной они уже были повышены от 3 до 60 процентов в зависимости от культуры. Наиболее значительный рост на продовольственную пшеницу, продовольственный и пивоваренный ячмень. Главный фактор — себестоимость затрат. Правда, мы еще не приблизились к ценам сопредельных государств. Но и там, думаю, в этом году роста не будет. По информации, и Россия, и Украина, да и Казахстан нынче получили солидные намолоты. В той же России порядка 92 миллионов тонн зерна. Так что рынок будет обеспечен полностью, и повышения цен не предвидится.

Но мы рассматриваем повышение закупочных цен на плодоовощную продукцию. В частности, цена на картофель предлагается в пределах двух с половиной тысячи рублей за килограмм, яблоки — шесть-семь тысяч рублей.

— В последнее время много дискуссий, в том числе и на страницах «Белорусской нивы», о чрезмерном использовании кукурузы на силос. Высказываются самые различные предложения. Интересно, Василий Константинович, узнать ваше мнение.

— Действительно, мнения об этой культуре зачастую самые противоположные. Площади под кукурузой у нас уже стабилизировались, и она занимает 900 тысяч гектаров. Тот же гомельский регион увеличил объемы под зерно, и оно здесь получается. Надо сегодня также учитывать общее потепление, когда климатические пояса смещаются. Это касается и Гомельщины, и Брестчины. Если высоких температур не выдерживают и овсы, и ячмени, то, думаю, должна расти кукуруза. Так, в России зерна кукурузы собирают в среднем по 45 центнеров с гектара. Для них это считается хорошим результатом. А если мы будем получать по 60—65 центнеров, получится солидная прибавка в общий каравай и к тому же весьма выгодная. Ведь зерновые в таком количестве мы не увеличим, а нужно в ближайшие годы выходить на 10—12 миллионов тонн зерна.

Другое дело, что расширение площадей надо вести в разумных пределах с соблюдением пропорций по другим культурам. Мало еще выращиваем люцерны, большего внимания требует подсолнечник и особенно соя.

— Сейчас разворачивается уборка сахарной свеклы. Урожайность пока ниже прошлогодней, а вот сахаристость радует аграриев — в среднем выходит 16,4 процента. За счет чего удалось выйти на такой показатель?

— Главное, что у нас отработана технология выращивания этой культуры и результат не замедлил сказаться. Кстати, 19 сентября на базе Слуцкого сахарорафинадного комбината мы проводим республиканский семинар. Здесь еще раз определим дальнейшую стратегию и тактику уборки, сохранности, поставок на перерабатывающие предприятия. А нынешние показатели — это еще и результат тесного сотрудничества с учеными, которые оптимально рассчитали дозы необходимых удобрений, помогли бороться с болезнями. Да и урожайность, думаю, не будет меньше прошлогодней. Тем более что ученые подсказали биологическую урожайность в 525 центнеров с гектара.

— В республике посеяно уже более трети озимого клина. Меняется ли что-то в структуре посевных площадей?

— В нынешнем году предпочтение отдается озимой пшенице. Особенно это касается Витебской области. На республиканском семинаре в Полоцком районе специалисты смогли убедиться в преимуществах такой культуры для всех регионов страны. Она лучше приспособлена к перезимовке, чем озимая тритикале, с успехом может использоваться и в комбикормовой промышленности. Сейчас из зерна отечественной пшеницы выпекается хороший хлеб, выпускаются макароны не хуже итальянских.

— До 2015 года предусматривается увеличение производства овощей в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах до 537 тысяч тонн. Чем обоснована эта цифра? И нам нужно столько?

— Я добавлю, что вместе с населением у нас производится 2,2 миллиона тонн овощей. По научным нормам на человека в год их надо 120—140 килограммов. Так что их мы выдерживаем. Другое дело, что овощи от населения быстро потребляемые. Они идут в засолку, на квашение, продаются в осеннее время на рынках. Сельхозпредприятия сейчас делают ставку на хранение. Уже построены хранилища на 165 тысяч тонн, и объемы их ежегодно будут расти. Пора отказаться от заморской морковки и капусты.

Растет и производство тепличных овощей. В прошлом году их получено уже 106 тысяч тонн. Обратите внимание, что круглый год на прилавках уже свои растения салатовой группы. Есть и отечественные арбузы, дыни, баклажаны. Потребительский рынок должен быть насыщен разными видами овощей.

— Василий Константинович, если говорить о семенах, то насколько мы в состоянии обеспечить ими сами себя? До сих пор закупаем семена той же сахарной свеклы, капусты, томатов. Если я не прав, пожалуйста, поправьте!

— Здесь вы попали в точку. Действительно, если по зерновой группе, картофелю, некоторым другим культурам мы практически полностью обеспечены своими семенами, то, скажем, по сахарной свекле у нас только два процента отечественных семян. Но надо иметь в виду, что работа с этой культурой весьма тонкий трудоемкий процесс. Первые шаги уже сделаны на опытной станции по сахарной свекле в Несвиже. Заключен контракт на совместную работу с польскими селекционерами. Но ведь те же поляки сами у себя такие семена не выращивают, а имеют совместные предприятия с французами, испанцами. Но, конечно, наука в этом плане должна работать более целенаправленно и оперативно. К сожалению, пока опытная станция в основном занимается зерновыми и минеральным питанием для сахарной свеклы.

Не можем мы пока производить и семена люцерны. Поэтому заключены договоры о сотрудничестве с Сербией, Кыргызстаном, Одесской областью. Пытаемся добиться совместных результатов. По кукурузе, томатам, огурцам, баклажанам работаем с Молдовой и Украиной. В семеноводстве нельзя замыкаться только в собственных рамках, иначе можно отстать от передовых мировых тенденций. А потенциал у наших ученых есть, надо только направить его в нужное русло.

— В свое время ходил анекдот, что сельскому хозяйству мешают 4 вещи: лето, зима, осень и весна. Что сегодня мешает работать более эффективно? Ведь не секрет, что для многих хозяйств главным показателем был и остается вал.

— А от него мы никуда не уйдем. Но вал должен давать еще экономику. Приведу конкретный пример. В прошлом году в сельхозпредприятиях мы произвели порядка полутора миллиона тонн картофеля. Продали на экспорт 250 тысяч тонн, хотя могли и больше. Но когда к нам обратились с просьбой о закупках Сербия, Черногория, Молдова, оказалось на одной руке пальцев достаточно, чтобы перечислить хозяйства, которые смогли поставить картофель на внешний рынок.

А все потому, что этот рынок требует только качественного продукта, к чему наши производители оказались не готовы. Так что вал должен соответствовать качеству и быть экономически обеспечен. Достойный товар, безусловно, принесет солидные финансовые результаты и будет иметь высокую добавленную стоимость.

— Спасибо, Василий Константинович, за интересный и содержательный разговор!

Беседовал Александр ШЕВКО, «БН»

←"Белнефтехим" официально объявил о третьем в нынешнем году повышении цен на автомобильное топливо

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика