Конкуренция переходит на личности
Секрет экономического роста и расширения экспорта – в подготовке профессионалов высокого класса
Современная мировая экономика способна свести экспортеров с ума. Гримасы глобального экономического кризиса вкупе с чудесами логистики напрочь разбивают классические представления о товарных рынках: сегодня привезенное из Новой Зеландии сливочное масло в Подмосковье обходится дешевле местного, а белорусским молокопроизводителям выгодно везти свою продукцию в Сибирь и на Дальний Восток. Продукция нашего машиностроения становится все качественнее и дороже, между тем наибольшую выручку ему обеспечивает не богатый Запад, а куда более ограниченный в финансах третий мир. “Народная газета” проанализировала основные направления востребованности нашей страны и пришла к выводу: главный свой экспортный потенциал Беларуси еще только предстоит развить.
Кролики — не только ценный мех!
В будущем году в Круглянском районе близ деревни Скураты начнется промышленное производство мяса кролика. Разработкой проектно-сметной документации по строительству кролиководческой промышленной фермы занимается минское ООО “Фаворит-Агро”, уже имеющее опыт выращивания этих животных: аналогичная ферма успешно работает в Пуховичском районе Минской области. Однако круглянское производство обещает стать особенным: мощности новой фермы рассчитаны на получение более 700 тонн мяса кролика в год, более половины из которых впервые в истории фирмы пойдут на экспорт.
“Какой конкретно будет прибыль, покажет время, но уже сегодня можно предполагать, что затея окажется выгодной, — рассказал “НГ” учредитель ООО “Фаворит-Агро” Борис Кабанов. — Несмотря на то что свой экспорт мы ограничим рамками Таможенного союза, перспективы внушительные: имеющиеся объемы производства не обеспечивают целиком внутренние потребности ни в России, ни в Казахстане. А если еще обеспечим грамотную информационную кампанию и повысим популярность крольчатины! Ведь это лучшее мясо по белку, оно практически не имеет холестерина. Словом, перспектив много”.
Как показывает опыт Украины, подобный подход весьма грамотный, а оптимизм — оправданный. “Кролиководство — очень хитрое дело, — рассказал “НГ” харьковский фермер-кроликовод Владимир Онопко. — И психология потребителя играет не последнюю роль. Например, большой Харьков для кролиководов — очень дешевый и пока невыгодный город: люди здесь пока не хотят платить за качественный продукт дороже, чем за импорт. В Черкассах же, Одессе, Луганске и даже Киеве уже познали качество, там оптовые цены — как в Харькове розничные”. Чем не руководство к действию для белорусских кролиководов-экспортеров?
Промышленные объемы
Удалось увеличить экспортные поставки и предприятиям Минпрома, заявил на недавнем заседании Президиума Совета Министров министр промышленности Беларуси Дмитрий Катеринич. Причем такая динамика будет сохранена как минимум до конца года, подчеркнул он. Примечательно, что случилось это на фоне целого ряда неблагоприятных внешних фактов: продолжающегося снижения мировых цен на сырьевые ресурсы (в результате уменьшилась выручка ведущих горнодобывающих компаний и снизился спрос на карьерные самосвалы), спада деловой активности на международных рынках металлопродукции (это прочувствовали на себе жлобинские металлурги), введения в России новых экологических норм Евро-4 на грузовую технику, ужесточения конкуренции на российском рынке, вызванного вступлением страны в ВТО.
Поэтому невероятным успехом можно считать увеличение Минпромом за семь месяцев текущего года экспорта на рынки стран Африки (почти на 12 процентов) и Америки — на 45,3 процента. В условиях сжатия традиционных для предприятий Минпрома рынков ЕС и России основной задачей является переориентация поставок на новые рынки сбыта и сохранение максимально возможных долей объемов экспорта на традиционных рынках сбыта. Кстати, как следует из статистического отчета Национального банка Беларуси, экспорт товаров и услуг в январе — июле этого года составил 26,22 миллиарда долларов, при этом экспорт услуг вырос почти на 17 процентов — до 4,02 миллиарда долларов.
Ягодки — впереди
Сегодня экспортная продукция Беларуси насчитывает более тысячи наименований. Большинство из них широко известны: нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопрокат и металлокорд, тракторы, грузовые автомобили, автобусы, холодильники, химические волокна и нити, шины, молочная и мясная продукция... Однако именно эти товары сегодня страдают как от экономической, так порой и от политической конъюнктуры. К тому же конкуренция по данным позициям растет.
В принципе хороший рецепт повышения экспортного потенциала дал немецкий бизнесмен Рене Шлегель, возглавляющий представительство известного концерна Вosch в Беларуси: “Каждая страна должна производить то, в безупречном производстве чего она уверена. И не производить то, что предположительно получится не очень хорошо”. Именно поэтому наша страна не производит самостоятельно, скажем, легковые автомобили, зато на белорусские сельскохозяйственные машины, троллейбусы и трамваи, дорожно-строительную технику, газовые плиты и оптические приборы устойчивый спрос на внешних рынках. С учетом того что мировое сообщество уже “наелось” синтетикой и прочим пластиком, в Беларуси разработана высокоэффективная технология по созданию и выращиванию лесопосадочного материала. Причем, как сообщил недавно министр лесного хозяйства Михаил Амельянович, теперь этот материал российской стороне выгодно приобретать именно в Беларуси: его выращивание в России более затратно.
Но, как показывает анализ рынков и мировых потребительских предпочтений, есть еще несколько любопытных позиций, по которым Беларусь вполне могла бы нарастить свой экспортный потенциал. Например, многие ли знают, что еще лет пять назад наша страна являлась мировым экспортером номер один по ржаной муке, а по экспорту клюквы нас опережают лишь Чили, Канада и США?
НЕпосредственный потенциал
В то же время, как это ни парадоксально, в интересах национальной безопасности да и будущего Беларуси в целом одну из вполне стабильных экспортных позиций нашей страны стоит... убавить. Или хотя бы максимально сдержать — все теми же экономическими методами. Речь идет об интеллектуальном потенциале Беларуси, точнее — о наблюдаемом в той или иной степени оттоке профессионалов, утечке мозгов. Сегодня, в условиях широко проводимой модернизации, этот вопрос приобретает особую остроту и актуальность.
“Мы говорим о конкурентоспособности личностей, которые будут организаторами производства, высококлассными специалистами, способными повести за собой коллективы, генерировать и реализовывать идеи, — пояснил, выступая в Брестском государственном техническом университете, премьер-министр Михаил Мясникович. — Серых и посредственных хватает, а вот конкурентоспособных личностей маловато. Между тем потенциал у нашей нации достаточно высок для того чтобы готовить такие кадры”.
А для этого процесс обучения профессионала должен стать для него постоянным. “Что такое конкурентоспособность страны? — заметил Михаил Мясникович. — Это производная от конкурентоспособности экономики, которая формируется конкурентоспособностью личности”. В этом, по сути, заключаются и корень проблемы, и секрет успеха. А также причина того, что в нашей стране всерьез заговорили об отказе от максимальной доступности высшего образования всем и каждому и о возрождении авторитета рабочих специальностей. Беларусь поднимет свой интеллектуальный имидж, нарастит и приумножит экспортный потенциал, если национальный продукт начнут разрабатывать, производить и реализовывать те, кто будет заниматься этим по призванию, а не по распределению. Тогда даже клюква в качестве национального бренда перестанет вызывать кислый скептицизм.