«Лампочка Ильича» должна не только светить, но и согревать экономику

Источник материала:  
Несмотря на то, что в процентах рост выглядит внушительно, в реальном выражении для отдельно взятой средней белорусской семьи из трех человек, проживающей в двухкомнатной квартире, это повышение, по подсчетам Минэнерго, составит 9 тысяч рублей в месяц. Учитывая, что сегодня многие платят 50—70 тысяч в месяц за один мобильный телефон, новые тарифы едва ли лягут серьезным бременем на карман потребителя. Эксперты отмечают, что расходы на электроэнергию в семейном бюджете белорусов занимают одно из последних мест.

Конечно, рост цен никого не радует, но посмотрим на этот вопрос с другой стороны. В Министерстве энергетики не раз отмечали, что  энерготарифы для промышленных предприятий в несколько раз выше, чем для населения. Это так называемое перекрестное субсидирование. В то же время практически во всех, даже сопредельных с Беларусью странах, ситуация обратная. Да и в Советском Союзе граждане платили по 4 копейки за кВт/час электроэнергии, для промышленности этот тариф был 2 копейки, а для сельского хозяйства вообще копейка.

Перекрестное субсидирование — явление явно нездоровое. Оно не только искажает ценовые ориентиры, но и бумерангом бьет именно по населению. Ведь промышленные предприятия из-за повышенных тарифов вынуждены поднимать цены на свою продукцию, которую в конечном итоге оплачивает потребитель.

От такого субсидирования мы должны избавиться к 2016 году, что зафиксировано в Госпрограмме развития энергосистемы и соответствует положениям Программы социально-экономического развития страны до 2015 года. На практике это означает, что надо готовиться к полной оплате энергоуслуг.

В целом проводимое сейчас постепенное выравнивание тарифов не является чем-то новым для Беларуси. В 2006 году, по подсчетам «Белэнерго», граждане уже оплачивали 90 процентов от себестоимости электроэнергии и 64 процента  тепловой энергии. Однако из-за последовавшего снижения курса белорусского рубля и роста цен на топливно-энергетические ресурсы эти цифры значительно уменьшились, особенно в валютном выражении.

Важно также понимать, что существующий сейчас уровень цен на электроэнергию позволяет населению особенно не задумываться о вопросах повышения энергоэффективности своих домохозяйств. В самом деле, зачем владельцу электроплиты приобретать более экономные мультиварки, кофемашины или конвекционный духовой шкаф, если за электричество платишь копейки? Или зачем беспокоиться о замене старого холодильника новым, бесшумным и потребляющим в два раза меньше энергии? Тем более нет смысла при низких тарифах покупать светодиодные лампочки, которые потребляют электричества в десятки раз меньше при сохранении интенсивности светового потока.

Но во всем мире уровень жизни определяется также и объемом используемой энергии. Сопоставимая по населению с Беларусью Австрия потребляет в четыре раза больше электричества, которое там стоит значительно дороже, чем у нас. И при этом от каждого киловатта энергии австрийцы научились получать гораздо большую пользу, чем белорусы, потому что научились считать свои деньги и расходовать энергию максимально рационально. Подобному мышлению и подходам можно и нужно учиться и нам.

А пока, к сожалению, мы наступаем на старые грабли. Недавно на заседании коллегии Комитета госконтроля были рассмотрены результаты масштабной проверки эффективности использования средств, направленных на энергосбережение. Как оказалось, ряд объектов используется менее чем наполовину от заявленной мощности. В целом упущенная прибыль при реализации изученных проектов составила 328 миллиардов рублей!

К административной и дисциплинарной ответственности уже привлечено более 200 должностных лиц. На субъекты хозяйствования и должностных лиц предприятий и организаций наложены штрафы в размере около шести миллиардов рублей. Материалы по 19 проверкам пришлось направить в правоохранительные органы. Так что «лампочка Ильича» светит, но еще слабо согревает нашу экономику.

Александр ШЕВКО, «БН»

←Минские торговые центры присматриваются к Европе: ночной кинотеатр и новые бренды

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика