Война с соленым привкусом
Всю минувшую неделю в отношениях между Минском и Москвой быстро развивался кризис, названный журналистами «калийной войной». Впрочем, сами по себе калийные удобрения достаточно быстро отошли на второй план – внутри Союзного государства разгорелась полноценная торговая война, охватившая самые разные отрасли экономики. И пока совершенно невозможно предсказать, чем все это закончится.
Эскалация конфликта
Между Беларусью и Россией в разное время бушевали самые различные торговые войны – «молочная», «сахарная», «нефтяная», «газовая» и даже недавняя «комбайновая». Но такого накала, как нынешняя «калийная», не достигала ни одна из них. Всего за неделю, с понедельника по пятницу, экономические и политические отношения между Москвой и Минском обострились до такой степени, что теперь совершенно непонятно, кто возьмется тушить разгоревшийся пожар. Немного успокаивает только одно: оба президента пока хранят молчание по поводу конфликта. То есть сохраняют для себя возможность договориться напрямую.
Арест в Минске гендиректора «Уралкалия», произведенный в лучших традициях «Крестного отца», вызвал в Москве сперва шок, а затем – бурю гнева. На протяжении недели по поводу «калийного конфликта» высказались практически все вторые-третьи лица российского руководства, включая вице-премьеров Игоря Шувалова и Аркадия Дворковича.
Но только в пятницу прозвучало официальное заявление – и то опосредованное. Москва устами помощника президента России Юрия Ушакова потребовала от Минска немедленно освободить Владислава Баумгертнера. «Прошло пять дней с момента ареста в Минске нашего гражданина. Мы требуем немедленного его освобождения и рассчитываем, что белорусская сторона в ближайшее время это сделает», – сказал Ушаков журналистам. При этом помощник российского президента попросил не политизировать этот вопрос, так как это не отвечает интересам ни России, ни Беларуси, а конфликт между «Уралкалием» и «Беларуськалием» лежит исключительно в коммерческой плоскости.
Но в ответ на требование России белорусские следователи заявили, что в ближайшее время предъявят обвинение крупнейшему акционеру «Уралкалия» Сулейману Керимову и объявят его в международный розыск. Ранее белорусский СК заявлял, что ведется «правовая оценка деятельности Керимова на предмет причастности к противоправной деятельности».
Залп из всех орудий
Арест Баумгертнера уже вызвал целый ряд ответных мер со стороны России. Задействованы были все чиновники, отвечающие за значимые для Беларуси экономические отношения. Так, в среду Роспотребнадзор заявил о том, что белорусские продукты, ввозимые в РФ, не соответствуют требованиям безопасности. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко в беседе с журналистами отметил, что из 240 образцов белорусской молочной продукции, обследованных ведомством, 30% не соответствовали по показателям качества и безопасности. «В частности, есть претензии к творогу зернистому, сливочному маслу производителей "Савушкин продукт" и "ГМЗ номер 1" Минска и других белорусских предприятий», – сказал Онищенко.
В тот же день российская компания «Транснефть» заявила, что с сентября намерена сократить поставки нефти в Беларусь на 400 тыс. тонн – то есть на 25%. Поставки по нефтепроводу «Дружба» в направлении Мозырского НПЗ урежут на 200 тыс. тонн и в направлении Новополоцкого – также на 200 тыс. тонн.
Как сообщил вице-президент компании Михаил Барков, сокращение поставок связано с необходимостью ремонта трубопровода на этом направлении. «Труба производства Харцызского трубного завода, проложенная на данном направлении, старая, произведена по старым технологиям. Согласно проведенной диагностике, если не предпринять срочных мер, то могут возникнуть серьезные техногенные проблемы», – пояснил он.
В четверг российский вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что с учетом сложившейся ситуации, которую он назвал неадекватной, Россия может более внимательно и серьезно рассмотреть ряд вопросов российско-белорусского сотрудничества. В частности, речь идет о расследовании поставок в 2011-2012 годах нефтепродуктов из Беларуси в третьи страны. Тогда наши НПЗ продавали на экспорт нефтепродукты, полученные из российской нефти, под видом растворителей и разбавителей, не платя пошлины в российский бюджет. А это серьезно нарушало российско-белорусские договоренности.
Когда все раскрылось, скандал получился грандиозный, не хуже нынешнего. Именно из-за него, в частности, так и не был подписан топливно-энергетический баланс на 2013 год. И теперь российская сторона дает понять, что ничего не забыла и готова продолжить разбирательства.
Уже в пятницу Россия заявила о запрете поставок из Беларуси свиней и мясных продуктов из свинины. Замглавы Россельхознадзора Алексей Саурин обратился к главному государственному ветеринарному инспектору нашей страны Юрию Пивоварчику с письмом, в котором, в частности, говорится, что причиной этому являются зафиксированные в Беларуси случаи африканской чумы свиней. Хотя в самой России АЧС бушует в целом ряде областей. Беларусь сама еще раньше ввела запрет на ввоз свинины из тех регионов России, где выявлены очаги АЧС. Для справки: в 2012 году Беларусь поставила в Россию свинины и продуктов из нее на $200 млн.
Но едва ли не самым неожиданно-неприятным итогом недели для Беларуси стало прозвучавшее в пятницу сообщение о приостановке работы «Беларуськалия». О том, что ОАО «Беларуськалий» сокращает производство и переводит рабочих на две трети оклада, БелаПАН сообщил заместитель гендиректора предприятия по идеологической работе и кадрам Анатолий Махлай. По его словам, «это связано с перепроизводством». На предприятии сейчас работают два рудника из четырех.
На пресс-конференции 19 августа гендиректор «Беларуськалия» Валерий Кириенко заявил, что «покупатели заняли выжидательную позицию, и в связи с этим новые контракты на приобретение калийных удобрений пока не заключаются». «Почему рынок мертв? Нет ценового дна. Зачем покупать, если завтра назовут цену меньше?», – сказал Кириенко, характеризуя поведение покупателей калийных удобрений на фоне демпинговых действий «Уралкалия».
«Беларуськалий не прекратит свою работу. При самом пессимистическом сценарии он может потерять $1,5 млрд валютной выручки в 2014 году, – считает экономист, глава «Центра Мизеса» Ярослав Романчук. – Это может вылиться в сокращение доходов бюджета на 10-12% и резкому росту напряжения на валютном рынке. Это как в семье, где трое работающих. Вдруг у одного зарплату урезали на 70%. Понятное дело, что нужно затягивать пояса, закрывать многие инвестиционные проекты, повышать цены и замораживать зарплаты. А это рецессия глубиной в 3-5% ВВП».
Универсальный рецепт
После того, как конфликт вокруг ареста Баумгертнера оформился и вызрел, когда пошли вопросы к белорусскому молоку и запретили поставки белорусской свинины, когда было объявлено о сокращении поставок нефти на белорусские НПЗ и о сомнениях относительно новой кредитной линии от АКФ ЕврАзЭС – тогда среди белорусских и российских аналитиков быстро стала популярна версия о том, что все происходящее выгодно прежде всего белорусскому президенту. Просто потому, что теперь любые экономические неприятности конца этого и начала следующего года можно будет списать на «происки российских олигархов».
Действительно, несложно вспомнить, что еще недавно многие экономисты предсказывали уже этой осенью экономический кризис с обвалом национальной валюты, аналогичный событиям 2011 года. Но теперь, когда девальвация произойдет вновь, президенту уже не придется выставлять себя на посмешище, обвиняя в падении рубля торговцев подержанными автомобилями и бабушек, скупающих валюту.
Теперь «злодеи» выглядят куда более солидно. Рухнул рубль? Так это Керимов виноват, обвалил цены на хлористый калий, мы его уже через Интерпол разыскиваем, да. Обвалился продуктовый экспорт? Так это науськанный Кремлем Онищенко неоправданно закрыл доступ в Россию для белорусского молока и мяса. Цены на бензин подскочили? Так это россияне не выполняют своих обязательств по поставкам нефти, гадкие такие! Склады забиты тракторами и грузовиками, которые никто не покупает? А это нам российские олигархи мстят, что мы преступника Баумгертнера в СИЗО держим. Зато простой народ в России нас поддерживает, посмотрите!
И так по всему списку. Если, конечно, до сих пор молчащие Путин и Лукашенко неожиданно не договорятся о мире. Тогда списать осенний кризис на «российские происки» будет невозможно. Но тогда и самого кризиса может не быть.
P.S.
Есть у всей этой истории еще один важный момент. Арест в Минске Владислава Баумгертнера стал просто шикарной PR-акцией белорусского руководства в медиа-пространстве России. Сейчас абсолютно все опросы показывают: россияне одобряют действия белорусской стороны. Конечно, мотив одобрения понятен: «арестовали олигарха» (Баумгертнер – не олигарх, а наемный топ-менеджер, но кого волнуют такие тонкости), «батька» делает то, чего Путин не может, и так далее. Однако можно предположить, что именно этот PR-эффект стал самой большой проблемой для высшего российского руководства – а вовсе не падение цен на продукцию «Уралкалия».