Калийная война: на что рассчитывает Минск?
«Уралкалий» находится под сильным давлением, отмечают российские участники рынка. Не исключено, что российский монополист будет вынужден пойти на компромисс до того, как калийный конфликт выльется в широкомасштабную торговую войну. Какого же конкретно результата может добиваться Минск?
Белорусские власти арестовали гендиректора «Уралкалия», надеясь, что Москва не выступит на его защиту единым фронтом. Такое предположение высказывают многие белорусские и российские комментаторы, вспоминая скандал с «растворителями». Тогда давление шло исключительно от правительства России, в то время как представители администрации Владимира Путина не высказались на эту тему ни разу, наводя на мысль если не о содействии Александру Лукашенко, то о благожелательном нейтралитете.
Но в требованиях освободить арестованного Владислава Баумгертнера голоса Кремля и российского Белого дома звучат в унисон. Начинается и игра мускулами.
Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко озаботился диетой россиян, потребляющих белорусское молоко. Оказалось, что треть белорусских молокопродуктов опять не соответствуют санитарным нормам Роспотребнадзора.
Кроме того, вице-премьер РФ Аркадий Дворковичгрозится сократить поставки российской нефти в Беларусь до 18,5 млн. тонн в этом году вместо 23-х миллионов, на которых настаивает Минск. Если угроза будет исполнена, то в четвертом квартале текущего года наша страна может потерять гораздо больше денег, чем те 100 млн. долларов, которые белорусский Следственный комитет определил, как ущерб от действий российского менеджмента БКК.
На что же надеется Александр Лукашенко? Неужели его нынешние действия — лишь «ответка по понятиям», без оглядки на последствия? Вряд ли, хотя причин для обиды у белорусского руководства хватает. Даже российские аналитики признают, что претензии «Беларуськалия» к своему бывшему партнеру обоснованы как минимум частично.
Как рассказывают участники рынка, после распада картеля «Уралкалий» сумел увести из БКК ведущих сотрудников из отдела продаж. По слухам, теперь доходит до того, что у сотрудников «Беларуськалия» нет реквизитов банковских счетов, через которые ранее поступала оплата, а с белорусскими банками многие клиенты не хотят иметь дело. Высказываются предположения, что даже контракт с китайской CNAMPGC на поставку 500 млн. тонн удобрений, о котором «Уралкалий» объявил в июле, мог изначально предназначаться для БКК.
«Можно предположить, что в торговом союзе между «Уралкалием» и «Беларуськалием» российская компания была ведущим партнером и после развода партнеров «Беларуськалий» остался как без рук в борьбе за клиентов», — отметил в комментарии для Naviny.by аналитик департамента управления активами «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс» Александр Литвин.
Но благодаря радикальным действиям белорусских властей теперь в похожей ситуации оказался и «Уралкалий».
«По информации, поступающей от участников рынка, у «Уралкалия» могут возникнуть трудности с заключением новых долгосрочных контрактов — из-за того, что четыре топ-менеджера компании, в том числе директор по продажам Олег Петров, не имеют возможности продолжать личные контакты с клиентами», — констатировал Александр Литвин.
Дело в том, что из-за ордера на арест, выданного Интерполом на Олега Петрова и других топ-менеджеров «Уралкалия», они лишены возможности покидать Россию. А специфика калийного бизнеса такова, что ключевую роль в заключении сделок играют персональные контакты и договоренности между конкретными людьми, пояснили Naviny.by источники, близкие к отрасли.
О том, что китайские и индийские покупатели настроены временно заморозить переговоры с «Уралкалием», сообщают и источники Рейтер-Томпсон. Среди прочего, можно предположить, что чиновников, курирующих крупные закупки калия, волнует и то, насколько открыто белорусская сторона собирается вести следствие. К примеру, нетрудно предположить, какую важную роль в заключении сделок, среди прочего, играет коррупция, за которую власти КНР карают высшей мерой.
«Теперь ожидается, что многие крупные контракты («Уралкалия») будут отложены», — добавил российский эксперт, подчеркнув, что чем дольше тянется пауза в продажах, тем выше шансы того, что этим воспользуются конкуренты.
На это, очевидно, и рассчитывает Александр Лукашенко, надеясь, что в разгар переговоров о новых контрактах «Уралкалий» не сможет себе позволить долгое выжидание и попытается в ближайшее время договориться с Минском. Ориентиром для компромисса могут послужить июньские соглашения, согласно которым, как утверждает гендиректор «Беларуськалия» Валерий Кириенко, стороны обещали друг другу «плавный развод».
Другими словами, «Уралкалий» может вернуть белорусскому партнеру часть сотрудников БКК или, по крайней мере, обеспечить новых необходимой информацией и контактами, уступив, возможно, и некоторых клиентов. Такие уступки позволят нашей стране экспортировать сотни тысяч тонн удобрений, которые в противном случае могли бы еще долго ждать своего покупателя. А после того, как компромисс будет достигнут, исчезнет и причина для санкций.
Другое дело, что успех такого плана зависит от выдержки игроков и того, насколько высоко Кремль оценит ущерб своему престижу.
Стась ИВАШКЕВИЧ