Белорусским регионам поставили тяжелый диагноз
Министерство экономики на этой неделе признало: многие белорусские районы не имеют средств для развития и в будущем такая ситуация может привести к тому, что в регионах некому будет работать. Почему наметились такие тренды? Как вдохнуть жизнь в наши районы? Для разговора на эту тему нашелся подходящий повод – белорусские экономисты подготовили исследование о конкурентоспособности регионов страны.
Интернет-газета Naviny.byранее уже неоднократно поднимала проблемы, которые сдерживают развития регионов. Данной публикацией мы продолжаем начатый ранее разговор на эту тему.
Как уже было сказано, к настоящему времени эксперты Исследовательского центра ИПМ подготовили большой труд, в котором отразили различные аспекты конкурентоспособности белорусских регионов. Благодаря опросу предприятий экспертам удалось провести достаточно точную «диагностику» ситуации.
О ключевых тенденциях, которые определяют развитие регионов, корреспондент Naviny.by побеседовал с председателем наблюдательного совета Исследовательского центра ИПМ Игорем Пелипасем и директором центра Александром Чубриком.
— На этой неделе Министерство экономики озвучило данные о том, что подавляющее большинство белорусских районов являются дотационными. С другой стороны, известно, что в стране существуют и весьма благополучные регионы – Жлобинский, Новополоцкий, Мозырский районы. Чем обусловлено, на ваш взгляд, неравномерное развитие белорусских регионов?
Александр Чубрик |
Обратная ситуация, когда в районе располагается завод по производству нефтепродуктов или калийный комбинат, то и экономическое положение там совсем другое. Поэтому неравномерное развитие регионов вполне закономерно.
— Регионы определяют уровень развития страны в целом. Как в мире оценивают сегодня конкурентоспобность Беларуси?
Игорь Пелипась |
В 1993-м со стороны Всемирного экономического форума и Международного института развития менеджмента была предпринята попытка оценить конкурентоспособность бывших стран социалистического лагеря (в том числе и Беларуси), которые только вступали на путь построения рыночной экономики. К сожалению, в последующие годы Беларусь не была охвачена исследованием Всемирного экономического форума, в рамках которого оценивалась конкурентоспособность страны.
Тем не менее, мы использовали общепринятую и отработанную методологию Всемирного экономического форума для определения конкурентоспособности белорусских регионов. Изучая данную проблему в нынешнем году, мы использовали два источника данных: майские результаты опросов предприятий в регионах и официальную статистику, которая дополнила первый вид данных.
— Предприятия, как следует из текста подготовленного вами исследования, считают макроэкономическую среду в столице более благоприятной, чем в регионах. Как вы считаете, с чем это связано?
Александр Чубрик: — В Минске сосредоточены ключевые экспортеры, деловая активность находится на относительно высоком уровне, финансовый сектор развит, кадровый потенциал здесь намного выше, чем в регионах. Пережить последствия макроэкономической нестабильности в таких условиях здесь легче, чем тем предприятиям, которые находятся в регионах. Поэтому, как нам представляется, предприятия и оценивают экономическую среду в столице несколько лучше.
— Для развития бизнеса всегда важное значение играет доступ к финансовым ресурсам. Компании практически всех регионов, которые принимали участие в вашем исследовании, заявили о том, что у них возникают сложности с привлечением финансирования на развитие бизнеса. Чем, на ваш взгляд, это объясняется: небольшим объемом инвестиций, которые получает страна, или высокими ставками по кредитам?
Игорь Пелипась: — Первое объяснение, я думаю, полностью справедливо. Проблемы с инвестициям существует у нашей страны в целом. До регионов они не доходят, поскольку их львиная доля «оседает» в Минске.
Александр Чубрик: — Проблема доступа к финансовым ресурсам особенно актуализировалась в 2012 году на фоне роста процентных ставок и удорожания кредитов.
Что касается инвестиций, то они, как правило, попадают в регионы по двум каналам. Первый – в случае реализации на конкретной территории государственной инвестиционной программы, второй – в случае направления частных инвестиций на конкретные предприятия. То есть речь идет о поступлении инвестиций на точечные объекты, а в целом проблема доступа регионов к финансовым ресурсам остается сложной.
— В своем исследовании вы отмечаете, что негативное влияние на региональную конкурентоспособность оказывает и тот факт, что почти во всех областях проинтервьюированные предприятия почти не вкладывают средства в развитие и обучение персонала. Кроме этого, региональные предприятия признают, что не вкладывают средства в научные исследования и разработки…
Игорь Пелипась: — Существует проблема, как показало наше исследование, которая касается практически каждого региона и страны в целом. В чем она состоит?
Регионы пытаются развиваться за счет базовых факторов. К таким факторам традиционно относят наличие государственных институтов, инфраструктуры, приемлемого уровня безопасности. Это базовые факторы функционирования любой экономики.
Однако, исходя из валового регионального продукта на душу населения и международной классификации, в основе конкурентоспособности белорусских регионов должны лежать не базовые факторы, а факторы эффективности. Это означает, что ставка у нас должна делаться на высшее образование, переподготовку кадров, внедрение новых технологий и иные инструменты, которые позволили бы эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.
К сожалению, единственным регионом, как показало наше исследование, находящимся на более высокой стадии развития (рост за счет эффективности) является лишь город Минск.
— Для белорусских регионов с каждым годом все более актуальной становится тема трудовых ресурсов. Минэкономики на этой неделе признало, что нехватка финансовых ресурсов в регионах провоцирует отток трудоспособного населения. В чем вы видите причину проблем с кадрами в белорусских регионах?
Александр Чубрик: — Самая очевидная и часто называемая причина –межрегиональные и межстрановые различия в доходах. Первое приводит к миграции трудовых ресурсов внутри страны, второе – к внешней миграции.
Внутренняя миграция выражается в том, что Минск притягивает людей из регионов, внешняя сильна в восточных областях (учитывая близость к России).
Отсутствие достойной работы в регионах приводит к тому, что люди рискуют оказаться за чертой бедности. Личное подсобное хозяйство, как показывают результаты официального обследования белорусских семей, — не самый лучший способ преодоления бедности. Поэтому люди видят выход в трудовой миграции, переезжая работать в крупные города, в столицу.
Однако, специалисты низкой квалификации зачастую попадают в так называемую «ловушку бедности», когда трудовая миграция невозможна по причине более высокой стоимости жизни в крупных городах. Поэтому специалисты, которые не смогли благополучно устроиться в профессиональной жизни, остаются в регионах, что консервирует кадровый потенциал последних.
Игорь Пелипась: — Наше исследование точно показывает, что Минск на фоне регионов намного лучше выглядит с точки зрения системы высшего образования и переподготовки кадров.
Необходимо развивать систему переподготовки кадров в регионах, внедрять там бизнес-образование, иначе мы сведем все к тому, что Минск будет мегаполисом, а все остальные регионы – провинцией. Так быть не должно.
— Тем не менее, пока тренд именно такой – люди в поисках лучшей жизни уезжают работать в столицу. Согласно прогнозу Минэкономики, который был озвучен на этой неделе, к 2032 году количество районов, где доля трудоспособного населения составляет менее 40%, может достичь 37%. Результаты вашего исследования подтверждают отток кадров: региональные предприятие констатируют, что им сложно удержать талантливых специалистов. Как вы считаете, какие меры способны остановить отток кадров из регионов?
Александр Чубрик: — В регионах сегодня практически нет серьезной альтернативы крупным госпредприятиям. Когда такие предприятия сталкиваются с проблемами (примеры этого года – ситуация с машиностроением, с поставками калия), серьезная угроза нависает над развитием всего региона. Почему так? Частный сектор в регионах развит слабо.
Что мешает развитию частного сектора? Макроэкономическая нестабильность, затруднен доступ к финансовым ресурсам, высокие ставки налогов, сложная налоговая система, нестабильность законодательства. Все эти вопросы – не проблемы регионов, они должны решаться на уровне центра и страны в целом. Нерешенность вышеперечисленных вопросов приводит к кадровым проблемам и возникновению все новых депрессивных регионов.
Игорь Пелипась: — Наше исследование о региональной конкурентоспособности диагностирует определенные проблемы в регионах, Это своего рода «фотография» той ситуации, которая там сложилась. Хотелось бы, чтобы люди, принимающие решения, обратили на нее внимание.
Дмитрий ЗАЯЦ