Беларусь привыкает жить в долг
Валютные резервы страны тают на глазах, ставя под вопрос дальнейшее существование пресловутой белорусской стабильности. Однако с начала года Минфин активно готовит плацдарм для новых иностранных заимствований. Осталось только дождаться урочного часа.
Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Беларуси на текущий год, прирост международных резервных активов страны в соответствии с методологией Международного валютного фонда должен составить 0,3-0,7 млрд. долларов. Это означает, что на 1 января 2014 года в государственных закромах должно храниться от 8,4 до 8,8 млрд. долларов.
Однако по прошествии семи месяцев можно наблюдать обратную динамику — золотовалютные резервы (ЗВР) страны сокращаются. В июле их уровень опустился ниже психологической планки в 8 млрд. долларов и составил 7,9 млрд.
Нацбанк старался на протяжении нескольких месяцев сохранить иллюзию стабильности. С помощью нехитрых манипуляций из-за особенности методологии подсчета главному финансовому регулятору страны удавалось поддерживать ЗВР в определении МВФ на уровне выше 8 млрд. долларов, однако резервы в национальном определении за это время постепенно сокращались. Так, если за май-июнь резервы в определении МВФ сократились только на 343,1 млн. долларов, то в национальном определении они просели на 731,8 млн.
Этот процесс был секретом полишинеля. В одном из пресс-релизов Нацбанка о состоянии ЗВР сказано: «Поддержанию объема золотовалютных резервов способствовал перевод нерезервных активов в резервные».
Еще одним инструментом, создававшим иллюзию достатка резервов, были краткосрочные долговые инструменты. Нацбанк под видом операций по поддержке ликвидности банковской системы проводил с банками обмен белорусских рублей на иностранную валюту, которую мог зачислить в резервы, чтобы отчитаться об их состоянии. Хватало одного дня фиксирования уровня резервов, потом производился обратный обмен.
Сократились и другие активы в иностранной валюте и золоте, не включенные в состав резервов (в банках с рейтингом ниже уровня «А» и «А2» по рейтинговым шкалам международных рейтинговых агентств). На 1 августа они составили 647,6 млн. долларов, и с начала года их стало меньше на 48%.
От нехватки валюты начинает лихорадить
Все усилия Нацбанка только оттянули процессы, которые начинаются в экономике, когда она чувствует нехватку валюты. Курс белорусского рубля уже ослаб к доллару на 4,2% с начала года. Если на 1 января за 8570 белорусских рублей можно было приобрести один доллар, то на 23 августа он уже обходился в 8930 рублей.
Граждане, чувствуя неладное, постепенно теряют доверие к национальной валюте. В июле рублевые депозиты населения сократились на 9,3% и составили на 1 августа 32,17 трлн. рублей. В то же время вклады населения в валюте за июль выросли на 4,4% и составили 6,87 млрд. долларов.
Желание белорусов застраховать себя от девальвационных рисков привело к тому, что с февраля постоянно растут объемы покупки населением валюты. В целом за первое полугодие покупка валюты превысила ее продажу на 167 млн. долларов, хотя в первом полугодии прошлого года наблюдалось чистое предложение валюты в размере 512,4 млн. долларов.
При этом Минфин понимает, что до конца года еще необходимо выплатить оставшуюся сумму по кредиту стенд-бай МВФ. С начала года на это уже ушло 954,1 млн. долларов, осталось — чуть меньше 750 млн. Дополнительные средства необходимы для погашения других обязательств, таких как, например, выплаты держателям пятилетних белорусских еврооблигаций. В августе на эти цели ушло 43,8 млн. долларов.
Отрицательное сальдо платежного баланса счета текущих операций уже за январь-май вытянуло из запасов 544 млн. долларов, и неизвестно сколько еще понадобится с учетом ухудшающейся обстановки на внешних рынках.
Минфин как орган, ответственный за финансы государства, должен понимать всю опасность постепенного проедания валютных резервов. Если учитывать, что живых денег в ЗВР страны не более 4 млрд. долларов, то время для принятия стратегических решений в этом отношении уже пришло.
Переходим к плану Б
Первоначальный план управления финансами страны был прост. Его огласил в начале года заместитель министра финансов Максим Ермолович. По его словам, для расчета с внешними кредиторами поначалу будут использованы средства, которые заложены в бюджете.
Действительно, согласно закону «О республиканском бюджете на 2013 год», на обслуживание внешнего государственного долга должно быть направлено 7,04 трлн. рублей. С учетом курса белорусского рубля по отношению к доллару, заложенного в бюджете (8950), этой суммы хватает только на покрытие процентных выплат по основному долгу. И, судя по всему, эти деньги уже закончились.
Оставшиеся 2,39 млрд. долларов, по мнению Ермоловича, следовало получить с помощью заимствований на внутреннем рынке (0,3 млрд.), запланированных поступлений от Антикризисного фонда ЕврАзЭС (1,3 млрд.) и на внешних рынках с помощью очередных заимствований (0,5 млрд.).
АКФ ЕврАзЭС любезно перечислил в первом полугодии 880 млн. долларов, и оставшиеся 440 млн. должны поступить до конца нынешнего года. О других крупных внешних заимствованиях пока не слышно.
Даже если бы правительство решило в очередной раз попросить внешних кредиторов одолжить денег, много взять не удалось бы: внешний государственный долг на 1 июня составил 12,6 млрд. долларов. С начала года соотношение внешнего государственного долга к ВВП увеличилось на 0,1 процентных пункта и на 1 июня составило 19,1% (при пороговом значении 25%).
Заметьте: на 1 декабря этот показатель был на уровне 22,7% ВВП. Власти понимали ограниченность своих действий из-за пороговых значений показателей национальной экономической безопасности. Поэтому Минфин начал реализовывать план переноса внешнего валютного госдолга на внутренний рынок. Именно эта стратегия позволила снизить соотношение внешнего госдолга к ВВП до 19,1%, и Минфин на сегодняшний день не останавливается на достигнутом.
Внешний госдолг был перенесен на внутренний с помощью валютных облигаций и других заемных инструментов Минфина и Нацбанка. Это позволило собрать с населения и банков уже почти 600 млн. долларов. А так как до порогового значения внутреннего госдолга (20% ВВП) еще далеко (сейчас — 9%), заимствовать на внутреннем рынке можно долго.
Таким образом государство освобождает себе пространство для маневра — новых заимствований, которые, вполне вероятно, могут начаться уже в конце текущего года либо в начале следующего. Основным кредитором при этом, скорее всего, выступит МВФ, который ранее выказывал желание продолжить работу с Беларусью по линии кредитования.
Антон БОЛТОЧКО