Калий дорог, но порядочность — дороже
Белорусская калийная компания будет реализовывать гибкую стратегию продаж, продиктованную здравым смыслом и направленную на создание близкого партнерства с каждым потребителем
Белорусская калийная компания (БКК), учредителем которой выступали российский “Уралкалий” и наш “Беларуськалий”, контролировала без малого половину мирового рынка калийных удобрений. Поэтому заявление российского партнера о прекращении сотрудничества с БКК взорвало этот рынок, понизив котировки ведущих производителей калия, в том числе и самого “Уралкалия”. Аналитики заговорили также и о возможном снижении мировых цен на калийные удобрения. Наверное, чтобы подстраховаться на этот случай, со второго полугодия 2013 года “Уралкалий” отменяет скидку на калий для российских аграриев, приравнивая цену для них, как и для производителей NPK, к минимальной экспортной. В результате цены для cельхозпроизводителей России вырастут на 48 %. То есть пока выигравших от данного демарша российской компании — нет. Так что же стоит за решением совета ее директоров?
В преддверии Дня шахтера, который нынче будет отмечаться вместе с 55-летием Солигорска, свое мнение на этот счет высказал генеральный директор “Беларуськалия” Валерий Кириенко. Он, в частности, сообщил, что за семь месяцев калийщики произвели 4 миллиона 899 тысяч тонн удобрений, из них на экспорт отправлено 3 миллиона 752 тысячи тонн. Это несколько меньше прошлогоднего. Но вина в том не калийщиков: снижение экспорта произошло в результате нестабильности на мировом калийном рынке после заявлений главы ОАО “Уралкалий” о выходе из совместного с “Беларуськалием” трейдера “Белорусская калийная компания”.
— Мы выражаем сожаление, что решение ОАО “Уралкалий” о прекращении сотрудничества с ОАО “Беларуськалий” в рамках ЗАО “Белорусская калийная компания” привело к негативным последствиям для всех участников калийного рынка, — сказал Валерий Кириенко. — Данное решение руководства “Уралкалия”, принятое в одностороннем порядке, для нас стало неожиданным, так как в июле этого года стороны достигли компромисса по всем ключевым вопросам сотрудничества в рамках ЗАО “Белорусская калийная компания” и зафиксировали договоренности соответствующим протоколом. Считаем, что эмоциональные заявления генерального директора “Уралкалия” являются беспрецедентными и, на наш взгляд, необдуманными. Они направлены не столько на достижение новых стратегических целей компании, сколько на реализацию политики акционеров ОАО “Уралкалий”, удовлетворение личных амбиций отдельных лиц. Это касается как заявления о готовности снижения цен, так и конкретных негативных действий в отношении своего бывшего партнера ЗАО “БКК”, отдельные из которых заслуживают правовой оценки. ОАО “Беларуськалий” и ЗАО “БКК” не поддерживают новую стратегию “Уралкалия” и не согласны с прогнозируемым им ценовым сценарием развития перспектив калийного рынка. Считаем, что возможность влияния ОАО “Уралкалий” на рынок существенно завышена. Мы убеждены, что в мире нет производителей, способных единолично менять философию калийного бизнеса, складывающуюся на протяжении многих лет. Обращаем внимание, что “Уралкалий”, заявляя о своем якобы лидерстве, фактически имеет существенные проблемы как в добыче калия, производстве удобрений, так и в логистике, которые значительно снижают декларированный потенциал. ЗАО “БКК”, сохраняя за собой статус торговой компании ОАО “Беларуськалий”, будет реализовывать гибкую стратегию продаж, продиктованную здравым смыслом, направленную на создание близкого партнерства с каждым потребителем.
Проблемы с российским партнером, отметил Валерий Кириенко, начались после того, как “Уралкалий” купил “Сильвинит” и часть продукции стал реализовывать минуя Белорусскую калийную компанию. Беларусь начала терять долю экспортного рынка, встал вопрос о пропорции продаж, формуле цены. Удивление вызвало не столько решение “Уралкалия” о прекращении продаж через БКК, сколько его торговая стратегия: не цена, а объемы прежде всего. Руководство “Беларуськалия” не разделяет мнение ОАО “Уралкалий” о возможном падении цен на удобрения с 400 до 300 долларов за тонну.
— Руководство “Уралкалия” забыло, что есть и покупатель, — отметил Валерий Кириенко. — Почему рынок мертв? Нет ценового дна. Зачем покупать, если завтра назовут цену меньше? Заявления “Уралкалия” — это посыл нам. Думали, что мы побежим демпинговать. Не побежали...
Отвечая на вопросы журналистов, руководитель “Беларуськалия” отметил, что “Уралкалий” по-прежнему остается акционером БКК, решение о выходе из состава компании не принято, а поэтому в соответствии с законодательством будет исполнять все финансовые обязательства по членству в ней. Но каких-либо планов по возобновлению делового сотрудничества с уральцами солигорчане не строят.
— Я не пойду на союз с “Уралкалием” после того, что они сделали, — заявил Валерий Михайлович. — Хотя при другом собственнике и другом отношении все возможно.
Генеральный директор констатировал, что в менеджменте Белорусской калийной компании ключевые позиции занимали российские представители, которые львиную долю зарплаты получали от “Уралкалия”. Таким образом, белорусским калийщикам, которые лишились практически всех зарубежных офисов и большинства их специалистов, многое нужно начинать с нуля. Поэтому “Беларуськалий” временно прекратил прием на работу новых работников, некоторые цеха становятся на плановый ремонт, что дает, по словам гендиректора, возможность оглядеться и начать работать самостоятельно.
Валерий Кириенко также отметил, что “Беларуськалий” имеет поддержку покупателей, ряд последних встреч с ними об этом говорит. К примеру, сбытом белорусской продукции займется одна из государственных компаний Катара. Торгуя азотными удобрениями, она сможет успешно продавать и качественный белорусский калий. К концу августа от этой компании, отметил Валерий Кириенко, должны поступить конкретные предложения по цене, объемах реализации. Из Китая пришло приглашение приехать на переговоры по контракту. Белорусские специалисты БКК посетили несколько стран, ряд покупателей приезжали в Беларусь.
Планы по экспорту продукции “Беларуськалия” на нынешний год, отмечалось на пресс-конференции, остаются прежними — 6,4—6,6 миллиона тонн. При этом, признают калийщики, не исключено, что реализация их новых проектов может столкнуться с определенными проблемами. Если, к примеру, случится глобальное снижение цены, то строительство Петриковского горно-обогатительного комбината может быть заморожено до момента, пока цена не восстановится в разумных пределах.
Валерий Кириенко не исключает, что отказ “Уралкалия” от экспорта через Белорусскую калийную компанию мог быть попыткой рейдерского захвата белорусского производителя калия.